В САМОМ НАЧАЛЕ ВЕСНЫ
в Западной Европе прошло две подряд крупнейшие выставки-ярмарки антиквариата – в Италии, в Парме («Mercanteinfiera»), и в Голландии, в Маастрихте (TEFAF). На обеих ярмарках побывали представители московского аукционного дома Гелос, которые могли сравнить эти организации между собой и с нашим Антик-салоном.
Итак, «Меркантейнфьера» в Парме проводилась в промышленном районе, в помещениях бывших фабричных складов. Заявлено было около 2000 участников. Интересно, что примерно 95% составляли итальянские антиквары. При этом, по словам российских наблюдателей, тот же процент составили вещи среднего уровня («как у нас на Салоне на III этаже»). Есть и элитарные предметы: украшения вилл, интерьерные предметы. Но в большинстве своем здесь представлены так называемые «брокканти» – (битая скульптура, тертый фарфор и прочее). При этом цены на все это «брокканто» имеют 15–20-процентную «дельту» по отношению к России (то есть возможную прибыль). Проблема в итальянском законодательстве, которое схоже с российским: вывозить можно многое, но требуются согласования. Поэтому, кстати, итальянские антиквары и не столь заметны на европейском рынке.
Откровенных шедевров здесь нет, зато много спорных вещей, так как отсутствует какой бы то ни было экспертный контроль. Довольно много русских вещей, в первую очередь икон (около 10 операторов). 4–5 стендов представляли современное советское искусство, в большом количестве вывозившееся из СССР в конце 1980-х гг. Дом Гелос занимал в Парме информационный стенд, однако, по отзывам представителей дома, «консерватизм итальянской публики очень высок»...
TEFAF в Маастрихте – ярмарка совсем иного уровня. Ультра-современный выставочный комплекс, очень респектабельная публика («такое ощущение, что у каждого дома в шкафу висит несколько смокингов»). Да и входной разовый билет стоит около 30 евро. Заявлено около 500 участников: 400 антикваров и примерно 100 информационных стендов. По сравнению с Пармой заметно поднята нижняя качественная граница выставленных предметов: почти нет мелких и средних предметов, зато есть и Рубенс, и рисунок Леонардо, и гравюра Рембрандта, и Тьеполо, и Брейгель, и классики авангарда. 4 оператора выставляли русские иконы, среди которых встречались даже XVI и XVII вв.
Любопытно, что, по отзывам наших представителей, и там и там русских почти не было – в Парме вовсе, а в Маастрихте родную речь довелось услышать буквально пару раз.
Д.Б.