0
3058
Газета Антиквариат Интернет-версия

21.01.2005 00:00:00

«Celebrities» у Гмуржинской в Санкт-Морице

Тэги: антиквариат, celebrities, аукцион, гмуржинска


антиквариат, celebrities, аукцион, гмуржинска «Знаменитости» из Санкт-Морица: актер Дэвид Кэррадайн, справа от него Кристина Гмуржинска, крайний справа – Матиас Расторфер.

Не будет преувеличением сказать, что последний месяц ушедшего года на мировом художественном рынке прошел под знаком русского искусства. Начавшись фейерверком торгов Сотбис, Кристис, МакДугаллс и Гелоса и приуроченных к ним выставкам в галереях Наума, Фейгена/Аарона и ИЗО в Лондоне, продолжившись россыпью бенгальских огней аукционов по всей Европе от Парижа до Стокгольма и Упсалы (Швеция) и от Хельсинки до Москвы, «месячник» русского искусства в ночь перед Рождеством завершился почти московским «Огоньком» у Gallerie Gmurzynska в самой фешенебельной деревне мира – знаменитом швейцарском высокогорном (2856 м над уровнем моря) курорте Санкт-Мориц.

Кристина Гмуржинска и Матиас Расторфер решили отметить открытие своей галереи в Санкт-Морице экспозицией «Знаменитости» («Celebrities») – живописные, графические и скульптурные портреты знаменитых лиц, выполненные знаменитыми художниками (предлагавшиеся в диапазоне цен от 1500 евро (П.Йорк) до 4,5 млн. долл. (Пикассо). Знаменитость первых во многих случаях была предопределена знаменитостью последних. С подобной экспозицией Gallerie Gmurzynska сразу же вписалась на равных в сверхлюксовый контекст как курорта, так и публики со всего света, там отдыхающей. А уж ей-то, как показал проходивший в среду 29 декабря коктейль-вернисаж, идея провести рождественско-новогодние праздники в компании 42 знаменитых художников мира XX века, из которых 19 являлись представителями русского авангарда, явно понравилась. В просторных залах галереи, расположенных на двух этажах, было буквально не протолкнуться. Знаменитостям делового и художественного мира Старого и Нового Света, пришедшим на вернисаж, корреспондировали «Celebrities», глядящие на них с работ художников: от Джоконды на коллаже А.Брусиловского и рубенсовской Елены Фоурмен в трактовке В.Серванкса до Ленина Н.Альтмана и Николь Кидман К.Лагерфельда.

Как говорят владельцы галереи, «название выставки «Celebrities» отражает роль художников галереи, которые, будучи сами «celebrities», изображают знаменитых людей в их родной среде. Физическая и духовная близость между художником и его моделью позволяет экспериментальные и свободные формы выражения, которые, в свою очередь, оказывают влияние на развитие более абстрактных путей развития в искусстве».

Gallerie Gmurzynska, которая в 2005 году отмечает 40-летие своего существования, известна на мировом художественном рынке прежде всего тем, что на протяжении всей своей истории она последовательно открывала не только Западу, но и России художников русского авангарда. Так, как это делал в России великий коллекционер Г.Костаки. Не случайно на «стене» А.Брусиловского наряду с десятком коллажей представлен и фотопортрет этого открывателя русского авангарда. Надо сказать, что его коллекция, точнее, та ее часть, что ему позволили вывезти из СССР в 1977 г. и которая после многочисленных выставок по всему миру хранилась в Кельне, в 2000 г. была приобретена греческим правительством за 42 млн. долл. для Государственного музея современного искусства в Салониках. И после длительного перерыва снова начала жить в напряженном ритме международной выставочной деятельности. 350 работ 60 художников русского авангарда и значительная часть архива Костаки («Light and Colour in Russian Avant Garde. The Costakis Collection of the State Museum of Contemporary Art of Thessaloniki») были впервые показаны в Берлине (Martin Gropius Bau Museum закрылась 6 января 2005 г.), после чего коллекция будет показана в Венском музее современного искусства–Коллекция Людвига (февраль–апрель) и в завершение своего первого международного тура – в Салониках (июнь–сентябрь 2005-го).

В отличие от русского коллекционера Галерея Гмуржинска не только собирала, открывала русский авангард, но и последовательно "вписывала" его в контекст мирового искусства двадцатого века. Одним из последних свидетельств этого и является выставка «Знаменитости», на которой рядом с Пикассо, Миро, Кокошкой, Шиле, Швиттерсом, Базелитцем, Кляйном, Лагерфельдом, Вессельманом, Пэт Йорк и другими западными художниками представлены работы Архипенко, Древина, Гуро, Гончаровой, Клуциса, Кулагиной-Клуцис, Ларионова, Малевича, Мансурова, Поповой, Родченко, Розановой, Степановой, Эндер. К новым открытиям, впервые представленным на этой выставке наряду с общепризнанными «знаменитостями», относятся художники, послереволюционная молодость которых позволила им ненадолго соприкоснуться с супрематизмом и конструктивизмом – график и живописец Николай Денисовский (1901–1981), художник кино и график Петр Галаджев (1900–1971) и Лев Лапин (1898–1962). Круг русских авангардистов начала прошлого века также теперь включает и почти неизвестное в России, но гораздо более известное в Германии имя – Елена Лисснер-Бломберг (1897–1978), персональная выставка которой «Elena Liessner-Blomberg: Eine russisch-deutsche Entdeckung» была проведена К.Гмуржинской и М.Расторфером в их галерее в Цуге (Швейцария) накануне выставки «Знаменитости». Кстати, в отличие от последней выставка Елены Лисснер-Бломберг сопровождалась отдельным каталогом.

И если работы этих русских художников можно было приобрести по ценам, доступным даже постояльцам редких в Санкт-Морице трехзвездочных отелей, большинство произведений мировых «celebrities» предлагались в вилке цен, соразмерной покупательной способности клиентов 4–5-звездочных гостиниц, которых в джет-сетовой деревне, с числом жителей около четырех тысяч, больше, чем в российской столице (из 40 больше половины относятся к этой категории). А уж работы Пикассо, Малевича или Кляйна – разве только обитателям престижнейшего «Badrutt Palace» (номер – от 12 500 шв. фр., 430 человек персонала на 400 гостей), напротив которого и находится Galerie Gmurzynska. «Femme au beret rouge» (1937; 22х16; х/м; 2,8 млн. долл.) великого испанца удивительным образом стилистически и по колориту перекликается с известным автопортретом («Художник», 1933) Казимира Малевича, который, как известно, работая над ним, черпал свое вдохновение из наследия мастеров Ренессанса. Но Пабло Пикассо «ушел» еще глубже в историю – в античность. Ибо его портрет, как двуликий Янус (мир и война), является, по сути, двойным портретом. Левая, более светлая часть лица, изображает Терезу Вальтер, в то время как правая, более затемненная – Дору Маар. Двух женщин, которых любил художник. Напротив этого портрета, как бы в пандан к нему, еще более необычный Пикассо, почти в десять раз большего размера «Le chien dalmate» (х/м; 162х132; 4,5 млн.). А по обе стороны этой невидимой оси Пикассо, задающей тон и как бы разделяющей выставочное пространство первого этажа на две равные части, – произведения Александра Родченко (от 10 тыс. до 200 тыс. евро). Художника, по сути дела, открытого для Запада Галереей Гмуржинска.

Но самым большим и приятным сюрпризом, преподнесенным организаторами выставки «Знаменитости» в ночь перед Рождеством, явился наш соотечественник Анатолий Брусиловский, специально приехавший из Москвы на вернисаж. Ибо выставка «Celebrities» стала для 73-летнего художника, бывшего еще в доперестроечные годы одной из самых ярких звезд на московском художественном небосклоне, подлинным бенефисом. Кроме упоминавшихся выше коллажей (8000 евро каждый) на специально устроенном экране постоянно показывался сделанный художником в 1970 г. первый в мире коллажный фильм «Наш марш» (22 мин.), удостоенный 42 премий на международных фестивалях.

Третья грань таланта художника нашла свое воплощение в специально привезенной Галереей Гмуржинской к вернисажу прямо из типографии книги-альбома «Пантеон русского андеграунда: фотопортреты 1969–1974». Как сказал для читателей «НГ» автор книги, «эта книга – мой низкий поклон и мой памятник русским художникам моего поколения». 50 портретов. 50 таких различных талантов и судеб. И для каждого из своих современников художник нашел добрые и благожелательные слова. Ибо каждому портрету на противоположной странице соответствует текст. Первый подписанный автором экземпляр, да еще и с рисунком Санкт-Морица, теперь пополнил мою библиотеку «неофициального искусства».

Единственному из «celebrities», который был и на стене, и на экране, участвовал в импровизированной международной презентации своей новой книги и был, естественно, в зале, я не мог не задать вопрос: «Как чувствует себя московский художник среди всех этих – на стенах и в зале – «знаменитостей» в германской Galerie Gmurzynska в самой фешенебельной швейцарской деревне?» Художник сказал: «Все определяет название экспозиции. Каждый художник чувствует себя в такой ситуации просто счастливым. А когда я увидел мой коллаж «Джоконда» воспроизведенным, да еще в самом центре – на пригласительном билете, то сердце мое преисполнилось гордостью».

И мое тоже. За Анатолия Брусиловского и всех тех художников русского авангарда – от Малевича до Льва Лапина, который даже не был профессиональным художником, – которых Galerie Gmurzynska собирает и показывает в своих залах в Кельне, Цуге, а с декабря 2004 г. и на невиданной ранее высоте в 2856 метров в Санкт-Морице. И, разумеется, продает в том числе и в престижнейшие музейные и частные коллекции всего мира. Высота, то есть уровень, которых не имеет себе равных. Но на то они и «celebrities», которые всегда и везде, говоря по-русски, «знаменитости».

Санкт-Мориц–Женева


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
743
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
422
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
804
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
492

Другие новости