0
3015
Газета Антиквариат Интернет-версия

21.01.2005 00:00:00

«Celebrities» у Гмуржинской в Санкт-Морице

Тэги: антиквариат, celebrities, аукцион, гмуржинска


антиквариат, celebrities, аукцион, гмуржинска «Знаменитости» из Санкт-Морица: актер Дэвид Кэррадайн, справа от него Кристина Гмуржинска, крайний справа – Матиас Расторфер.

Не будет преувеличением сказать, что последний месяц ушедшего года на мировом художественном рынке прошел под знаком русского искусства. Начавшись фейерверком торгов Сотбис, Кристис, МакДугаллс и Гелоса и приуроченных к ним выставкам в галереях Наума, Фейгена/Аарона и ИЗО в Лондоне, продолжившись россыпью бенгальских огней аукционов по всей Европе от Парижа до Стокгольма и Упсалы (Швеция) и от Хельсинки до Москвы, «месячник» русского искусства в ночь перед Рождеством завершился почти московским «Огоньком» у Gallerie Gmurzynska в самой фешенебельной деревне мира – знаменитом швейцарском высокогорном (2856 м над уровнем моря) курорте Санкт-Мориц.

Кристина Гмуржинска и Матиас Расторфер решили отметить открытие своей галереи в Санкт-Морице экспозицией «Знаменитости» («Celebrities») – живописные, графические и скульптурные портреты знаменитых лиц, выполненные знаменитыми художниками (предлагавшиеся в диапазоне цен от 1500 евро (П.Йорк) до 4,5 млн. долл. (Пикассо). Знаменитость первых во многих случаях была предопределена знаменитостью последних. С подобной экспозицией Gallerie Gmurzynska сразу же вписалась на равных в сверхлюксовый контекст как курорта, так и публики со всего света, там отдыхающей. А уж ей-то, как показал проходивший в среду 29 декабря коктейль-вернисаж, идея провести рождественско-новогодние праздники в компании 42 знаменитых художников мира XX века, из которых 19 являлись представителями русского авангарда, явно понравилась. В просторных залах галереи, расположенных на двух этажах, было буквально не протолкнуться. Знаменитостям делового и художественного мира Старого и Нового Света, пришедшим на вернисаж, корреспондировали «Celebrities», глядящие на них с работ художников: от Джоконды на коллаже А.Брусиловского и рубенсовской Елены Фоурмен в трактовке В.Серванкса до Ленина Н.Альтмана и Николь Кидман К.Лагерфельда.

Как говорят владельцы галереи, «название выставки «Celebrities» отражает роль художников галереи, которые, будучи сами «celebrities», изображают знаменитых людей в их родной среде. Физическая и духовная близость между художником и его моделью позволяет экспериментальные и свободные формы выражения, которые, в свою очередь, оказывают влияние на развитие более абстрактных путей развития в искусстве».

Gallerie Gmurzynska, которая в 2005 году отмечает 40-летие своего существования, известна на мировом художественном рынке прежде всего тем, что на протяжении всей своей истории она последовательно открывала не только Западу, но и России художников русского авангарда. Так, как это делал в России великий коллекционер Г.Костаки. Не случайно на «стене» А.Брусиловского наряду с десятком коллажей представлен и фотопортрет этого открывателя русского авангарда. Надо сказать, что его коллекция, точнее, та ее часть, что ему позволили вывезти из СССР в 1977 г. и которая после многочисленных выставок по всему миру хранилась в Кельне, в 2000 г. была приобретена греческим правительством за 42 млн. долл. для Государственного музея современного искусства в Салониках. И после длительного перерыва снова начала жить в напряженном ритме международной выставочной деятельности. 350 работ 60 художников русского авангарда и значительная часть архива Костаки («Light and Colour in Russian Avant Garde. The Costakis Collection of the State Museum of Contemporary Art of Thessaloniki») были впервые показаны в Берлине (Martin Gropius Bau Museum закрылась 6 января 2005 г.), после чего коллекция будет показана в Венском музее современного искусства–Коллекция Людвига (февраль–апрель) и в завершение своего первого международного тура – в Салониках (июнь–сентябрь 2005-го).

В отличие от русского коллекционера Галерея Гмуржинска не только собирала, открывала русский авангард, но и последовательно "вписывала" его в контекст мирового искусства двадцатого века. Одним из последних свидетельств этого и является выставка «Знаменитости», на которой рядом с Пикассо, Миро, Кокошкой, Шиле, Швиттерсом, Базелитцем, Кляйном, Лагерфельдом, Вессельманом, Пэт Йорк и другими западными художниками представлены работы Архипенко, Древина, Гуро, Гончаровой, Клуциса, Кулагиной-Клуцис, Ларионова, Малевича, Мансурова, Поповой, Родченко, Розановой, Степановой, Эндер. К новым открытиям, впервые представленным на этой выставке наряду с общепризнанными «знаменитостями», относятся художники, послереволюционная молодость которых позволила им ненадолго соприкоснуться с супрематизмом и конструктивизмом – график и живописец Николай Денисовский (1901–1981), художник кино и график Петр Галаджев (1900–1971) и Лев Лапин (1898–1962). Круг русских авангардистов начала прошлого века также теперь включает и почти неизвестное в России, но гораздо более известное в Германии имя – Елена Лисснер-Бломберг (1897–1978), персональная выставка которой «Elena Liessner-Blomberg: Eine russisch-deutsche Entdeckung» была проведена К.Гмуржинской и М.Расторфером в их галерее в Цуге (Швейцария) накануне выставки «Знаменитости». Кстати, в отличие от последней выставка Елены Лисснер-Бломберг сопровождалась отдельным каталогом.

И если работы этих русских художников можно было приобрести по ценам, доступным даже постояльцам редких в Санкт-Морице трехзвездочных отелей, большинство произведений мировых «celebrities» предлагались в вилке цен, соразмерной покупательной способности клиентов 4–5-звездочных гостиниц, которых в джет-сетовой деревне, с числом жителей около четырех тысяч, больше, чем в российской столице (из 40 больше половины относятся к этой категории). А уж работы Пикассо, Малевича или Кляйна – разве только обитателям престижнейшего «Badrutt Palace» (номер – от 12 500 шв. фр., 430 человек персонала на 400 гостей), напротив которого и находится Galerie Gmurzynska. «Femme au beret rouge» (1937; 22х16; х/м; 2,8 млн. долл.) великого испанца удивительным образом стилистически и по колориту перекликается с известным автопортретом («Художник», 1933) Казимира Малевича, который, как известно, работая над ним, черпал свое вдохновение из наследия мастеров Ренессанса. Но Пабло Пикассо «ушел» еще глубже в историю – в античность. Ибо его портрет, как двуликий Янус (мир и война), является, по сути, двойным портретом. Левая, более светлая часть лица, изображает Терезу Вальтер, в то время как правая, более затемненная – Дору Маар. Двух женщин, которых любил художник. Напротив этого портрета, как бы в пандан к нему, еще более необычный Пикассо, почти в десять раз большего размера «Le chien dalmate» (х/м; 162х132; 4,5 млн.). А по обе стороны этой невидимой оси Пикассо, задающей тон и как бы разделяющей выставочное пространство первого этажа на две равные части, – произведения Александра Родченко (от 10 тыс. до 200 тыс. евро). Художника, по сути дела, открытого для Запада Галереей Гмуржинска.

Но самым большим и приятным сюрпризом, преподнесенным организаторами выставки «Знаменитости» в ночь перед Рождеством, явился наш соотечественник Анатолий Брусиловский, специально приехавший из Москвы на вернисаж. Ибо выставка «Celebrities» стала для 73-летнего художника, бывшего еще в доперестроечные годы одной из самых ярких звезд на московском художественном небосклоне, подлинным бенефисом. Кроме упоминавшихся выше коллажей (8000 евро каждый) на специально устроенном экране постоянно показывался сделанный художником в 1970 г. первый в мире коллажный фильм «Наш марш» (22 мин.), удостоенный 42 премий на международных фестивалях.

Третья грань таланта художника нашла свое воплощение в специально привезенной Галереей Гмуржинской к вернисажу прямо из типографии книги-альбома «Пантеон русского андеграунда: фотопортреты 1969–1974». Как сказал для читателей «НГ» автор книги, «эта книга – мой низкий поклон и мой памятник русским художникам моего поколения». 50 портретов. 50 таких различных талантов и судеб. И для каждого из своих современников художник нашел добрые и благожелательные слова. Ибо каждому портрету на противоположной странице соответствует текст. Первый подписанный автором экземпляр, да еще и с рисунком Санкт-Морица, теперь пополнил мою библиотеку «неофициального искусства».

Единственному из «celebrities», который был и на стене, и на экране, участвовал в импровизированной международной презентации своей новой книги и был, естественно, в зале, я не мог не задать вопрос: «Как чувствует себя московский художник среди всех этих – на стенах и в зале – «знаменитостей» в германской Galerie Gmurzynska в самой фешенебельной швейцарской деревне?» Художник сказал: «Все определяет название экспозиции. Каждый художник чувствует себя в такой ситуации просто счастливым. А когда я увидел мой коллаж «Джоконда» воспроизведенным, да еще в самом центре – на пригласительном билете, то сердце мое преисполнилось гордостью».

И мое тоже. За Анатолия Брусиловского и всех тех художников русского авангарда – от Малевича до Льва Лапина, который даже не был профессиональным художником, – которых Galerie Gmurzynska собирает и показывает в своих залах в Кельне, Цуге, а с декабря 2004 г. и на невиданной ранее высоте в 2856 метров в Санкт-Морице. И, разумеется, продает в том числе и в престижнейшие музейные и частные коллекции всего мира. Высота, то есть уровень, которых не имеет себе равных. Но на то они и «celebrities», которые всегда и везде, говоря по-русски, «знаменитости».

Санкт-Мориц–Женева


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
502
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
349
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
200
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
286

Другие новости