«Мы уверены, что возвращение русского искусства в Россию будет проходить преимущественно путем создания частных коллекций, галерей, музеев».
Фото автора
- Анатолий Иванович, расскажите о новых правилах ввоза, что они собой представляют теперь, какие изменения внесены по сравнению с ранее действующими правилами?
═
– Ситуация, которая складывается сейчас при ввозе КЦ на территорию Российской Федерации, в общем-то, ни в чем не изменилась по сравнению с прошлым временем, за исключением одной позиции. В связи со вступлением в силу с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса по инициативе Министерства культуры в статью 282 ТК внесено важное изменение. Теперь в отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами (то есть отдельными гражданами), применяется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, при условии письменного декларирования КЦ, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством.
Что же произошло на самом деле? Раньше ввоз КЦ приравнивался к ввозу товаров народного потребления, который ограничивался с целью защиты внутреннего рынка. Ограничения были следующими: до 1000 долларов в стоимостном выражении и до 50 кг веса багажа не облагались налогами вообще. Если же эти параметры превышались, физическое лицо обязано было осуществить совокупный таможенный платеж, куда включались и НДС, и таможенные пошлины, и так далее. Этот таможенный платеж составлял 30% стоимости любого товара, в том числе и КЦ. Естественно, такие правила делали невыгодным ввоз в Россию особо дорогих, а следовательно, особо ценных предметов антиквариата. Понятно, что если коллекционер купил на западном аукционе вещь, предположим, за 50 тысяч долларов, то при ввозе в Россию он должен был уплатить еще 15 тысяч. Невыгодно! Поэтому коллекционеры, которых у нас, кстати, сейчас становится все больше и больше, приобретая русские вещи на западных аукционах, оставляли их там, в своих зарубежных квартирах и офисах.
Следует иметь в виду, что общая ввозная политика государства имеет естественную фискальную направленность. Она ориентируется на взимание таможенных платежей при ввозе в Россию любых товаров, имеющих коммерческую направленность. Понятно, что антиквариат также коммерчески привлекателен. Так что лица, занимающиеся антикварной торговлей – юридические лица, по-прежнему должны платить НДС (сейчас, по-моему, он стал меньше – 18% от общей стоимости).
Конечно, при этом существует опасность того, что новыми льготами воспользуются те, кто торгует (например, будут оформлять КЦ не на юридическое лицо: салон, магазин и т.д., а на физическое, скажем, на директора этого учреждения. – Д.Б.). Здесь надо сказать, что изначально позиция Министерства культуры была такова, чтобы облегчать ввоз КЦ, в том числе и для продажи. Существует выработанный при нашей поддержке «законопроект Глазьева», в котором предусматривается освобождение от любых пошлин ввоза любых КЦ, для любых целей. Однако пока еще по ряду причин не приступили даже к рассмотрению этого законопроекта┘
Когда этот законопроект будет принят, все проблемы исчезнут. А ведь сейчас есть и еще одна сложность: с КЦ, приобретенными за границей госучреждениями за госсчет. Даже музеи должны платить НДС, как ни странно. Освобождаются от уплаты НДС лишь «особо ценные объекты», а их немного, может, несколько десятков. Недавняя история с Петергофом тому подтверждение. Музей купил пару лет назад уникальные предметы, связанные с именем Александра II, в частности рубашку, в которой умер император. И был вынужден выплатить НДС. Мы не смогли освободить Петергоф от уплаты налога, потому что личные вещи императора не являются особо ценными объектами.
═
– Понятно, что новые акты будут способствовать перемещению произведений русского, а может, и западного искусства в Россию. Так что, возможно, вскоре мы увидим здесь Кустодиева, купленного в прошлом году на английском аукционе за полтора миллиона долларов одним нашим олигархом, или Бакста, купленного там же за 300 тысяч другим промышленником. (Представляете, сколько пришлось бы заплатить за ввоз этих работ в страну по законам прошлого года!) Кроме того, новые правила способны поставить заслон недобросовестным гражданам, нелегально ввозившим КЦ в Россию, а также нечестным сотрудникам контролирующих организаций, помогавшим им в этих противоправных действиях, не так ли?
═
– Позиция департамента такова: мы уверены, что возвращение русского искусства в Россию будет проходить преимущественно путем создания частных коллекций, галерей, музеев. Ведь лимиты пополнения госмузеев регулируются выделяемыми средствами, которых немного. Скажем, на закупку Музейного фонда в год дается около 15 миллионов рублей (около 500 тысяч долларов). Государство в состоянии делать лишь точечные закупки. Например, в прошлом году Эрмитаж приобрел уникальнейший гобелен времен Елизаветы Петровны, когда на протяжении всего лишь нескольких лет в России работала единственная гобеленная фабрика. Конечно, за такой раритет можно было заплатить 800 тысяч долларов. Но это – единичный случай.
Сейчас уже можно сказать, что процесс «обратного ввоза» произведений искусства и антиквариата в Россию пошел. И примечательно, что «первой ласточкой» оказалось такое значимое полотно, как авторское 1612 года повторение знаменитой эрмитажной картины Рубенса «Союз земли и воды» стоимостью ни много, ни мало – от 15 до 20 миллионов долларов. Ввез ее ставший недавно известным в связи с другим полотном все того же Рубенса коллекционер Логвиненко (история с картиной из разряда «перемещенных ценностей», которую Германия недавно требовала вернуть назад безвозмездно, на что ни Россия, ни нынешний владелец не соглашались. – Д.Б.). И, кстати, сейчас Логвиненко заключает договор с Эрмитажем о том, чтобы выставить в музее на три года это полотно на всеобщее обозрение.
Что касается борьбы с нелегальным ввозом... Вот недавний пример из этого ряда. В Петербурге всплыли три полотна Ивана Шультце, которые числятся в реестре утраченных во время войны ценностей из коллекции одного ленинградского пригородного музея. Известно, что эти картины были ввезены из Западной Европы, и, по-видимому, при помощи взяток. С нынешними законами эти варианты будут исключены.
═
– Кстати, если будет должным образом оформлен ввоз произведения искусства или предмета антиквариата в Россию, то ведь возможен будет и его обратный вывоз из страны?
═
– Да, можно будет обратиться в Министерство культуры за получением разрешения на вывоз, и, так как вещь будет находиться на территории страны менее 100 лет, разрешение будет дано.
═
– Итак, расскажите, пожалуйста, что конкретно мне делать, если я, скажем, купил картину на западном аукционе?
═
– При ввозе вы должны обязательно ее декларировать, получить запись таможенника и искусствоведа-контролера, предъявить две фотографии (если они есть) и проставить на них необходимые подписи и печати. Можно также оформить ввоз позже в Министерстве культуры на основании таможенных документов. Можно побеспокоиться об этом заранее и, если покупка уже совершена, получить разрешение на ввоз в Минкульте и ввозить вещь уже на основе этого письма с фотографией.
═
– Как происходит сам процесс регистрации КЦ, о котором вы говорите?
═
– Этот процесс прописан нами в инструкции Государственного Таможенного комитета, которая в настоящее время внесена в Минюст на утверждение. До ее утверждения действует специальное письмо ГТК, определяющее, как на местах проводить регистрацию КЦ. После ввоза предмета в Россию и регистрации на таможне Министерство культуры или его территориальные органы получают информацию о ввезенном предмете, если нужно, подтверждают его ценность. Но, как правило, люди опытные, серьезные коллекционеры, заранее заботятся о своей собственности.