Не будет второго такого шанса вернуть в Россию то, что ей принадлежит. Шанса продемонстрировать всему миру новую Россию.
Возможность реализовать этот шанс представится 20 и 21 апреля этого года в Нью-Йорке на аукционе Сотбис "Императорские сокровища: Фаберже из коллекции Форбса". На торги будет выставлено наряду с более чем 190 произведениями самого знаменитого ювелира XX века Карла Фаберже 9 (!) императорских пасхальных яиц - случай невиданный в практике мирового художественного рынка. Совокупная предаукционная оценка всей коллекции Форбса, двухтомный каталог которой будет опубликован в середине марта, составляет немногим более 90 млн. долл., из которых около 70 млн. (по нижней оценке) приходится на совокупную оценку 9 пасхальных яиц Фаберже. По верхней же оценке Джерарда Хилла, ведущего специалиста Сотбис по Фаберже и автора роскошного издания "Faberge and the Russian Master Goldsmiths", стоить они могут в районе 100 млн. долл. То есть приблизительно столько же, во сколько обошелся российскому губернатору английский футбольный клуб "Челси", играющий на английских газонах для английских болельщиков.
Прежде чем говорить о предстоящем аукционе, уместно будет сказать несколько слов (больше газетный формат не позволяет) о Фаберже, Форбсе и о коллекции последнего.
Петер Карл Фаберже, больше известный как Карл Фаберже, родился в Санкт-Петербурге в 1846 году в семье "ювелирных дел мастера" Густава Фаберже. Путь на Большую Морскую улицу, 12, где размещалась фирма отца, однако, не был простым. Он, начавшись в российской столице, продолжился в Дрездене и Франкфурте, Флоренции и Париже, где еще никому не известный молодой человек российского происхождения, но с французской фамилией постигал секреты ювелирного мастерства наряду с изучением наиболее престижных ювелирных коллекций предшествующих веков. Что позволило ему позднее создать свой неповторимый, уникальный петербургский стиль эпохи Серебряного века. И лишь в 1870 г. в возрасте 24 лет Карл возглавил отцовское дело (но уже в новом здании на той же самой улице), применяя на практике знания, полученные в Европе и упавшие на благодатную почву в России, уверенно входившую в "империализм как высшую стадию развития капитализма". Взлет фирмы, точнее, ювелирной империи Фаберже (к 1918 г. более 600 сотрудников работают в ней: от Лондона до Сиама, от Петербурга до Одессы), над которой, как и над Британской империей того времени, никогда не заходило солнце, на исходе XIX - в начале XX века был предопределен взлетом России, который по прихоти стечения известных обстоятельств так и остался временным. Что же касается Фаберже, то, совершив вынужденную посадку на запасном аэродроме, уже за пределами России, шедевры "короля ювелиров и ювелира королей", "ювелира его императорского высочества и ювелира-оценщика Императорского Эрмитажа" вышли на такую орбиту, что для наблюдения за ними нужен телескоп с миллионнократным увеличением. Последним тому свидетельством является продажа 19 апреля 2002 года императорского пасхального яйца "Зима" за 9,5 млн. долл. Что эквивалентно суммарному результату самого успешного в истории публичных торгов аукциона русской живописи и декоративно-прикладного искусства у Сотбис в Лондоне в ноябре 2003 г.
В 1918 г. Фаберже покидает Россию и в 1920 г. умирает в Швейцарии. Позднее его прах был перенесен в Ниццу, где он был захоронен рядом со своей женой. На его могиле следовало бы привести слова императрицы Марии Федоровны из ее письма к своей сестре английской королеве Анне: "Фаберже - несравненный гений нашего времени".
Я бы добавил, что это был ювелирный летописец России, запечатлевший в своих произведениях ее образы как в виде простого мужика (который, кстати сказать, тоже будет продаваться на аукционе в Нью-Йорке), так и в виде российских императоров и членов их семей, увековеченных Мастером прежде всего в его пасхальных яйцах, непревзойденных шедеврах мирового ювелирного искусства, которых насчитывается на сегодняшний день 50. Десять из них находятся в Музеях Московского Кремля, в его Оружейной палате. А ведь еще в начале 1920-х их было 24! Среди них было и яйцо "Ренессанс", зарегистрированное как экспонат государственного музея Оружейная палата. В 1930 г. по распоряжению советского правительства это яйцо было изъято из фондов Музея и продано┘ за 400 рублей. Теперь, спустя 73 года, оно оценивается экспертами Сотбис в 5-7 млн. долл.
Татьяна Мунтян, хранитель коллекции произведений Фаберже Оружейной палаты музеев Московского Кремля, в беседе с вашим автором не скрывает, что ей "безумно грустно" при мысли о том, что вторая в мире (после Кремля) коллекция императорских пасхальных яиц будет продана в розницу и что второго такого шанса пополнить Кремлевскую коллекцию никогда больше не будет. Хранитель Кремлевского Фаберже все же надеется, что хотя бы яйцо "Ренессанс", изъятое из музея и проданное советским правительством, правительством сегодняшней России будет куплено и возвращено его законному владельцу - музею. Возвращено России. Заметим от себя, что не стоит дожидаться того момента, когда и мы поймем, как сказал министр культуры России в одной из телепрограмм, "что эти памятники являются системообразующими, тогда"┘ Тогда, простите господин министр, может быть поздно. Не поняли ведь 70 лет назад. Так и хочется подсказать один из возможных вариантов своему министру, который, говоря о памятниках архитектуры, провозглашал, что они "являются символом России┘ сохранение памятников - святая обязанность и общества и государства┘". Почему бы нашему министру, развившему бурную деятельность по "возвращению" Балдинской коллекции, не объединить свои усилия с Германией, также с не меньшей энергией требующей коллекцию, спасенную русским офицером от уничтожения в 1945 г., в целях приобретения одного из таких символов - яйца "Ренессанс" и преподнесения его в дар музеям Московского Кремля в виде жеста доброй воли. Мол, вот эта частица вашей истории, и мы рады помочь вам в ее возвращении туда, где она и должна находиться. Как говорят французы, маленькие подарки помогают поддерживать большую дружбу. А где настоящая дружба, там и проблемы решаются гораздо быстрее.
В отличие от Карла Фаберже, сознательно сделавшего свой жизненный выбор, приведший его на вершину мирового ювелирного Олимпа, Малколм Форбс, начавший свой издательский бизнес в год российских революций - в сентябре 1917 г., и ставший со временем одним из богатейших бизнесменов Америки, своему коллекционерскому выбору обязан воле случая. "Вирусом" Фаберже, пишет М.Форбс, "я заразился случайно, увидев на витрине одного из ювелирных магазинчиков на Нью-Бонд стрит портсигар Фаберже┘ Я зашел в магазин и купил его, кажется, меньше чем за 1000 долларов┘ Я преподнес на Рождество его моей жене, которая была заинтригована им. Настолько заинтригована, что на следующую Пасху я пошел в антикварный магазин "A la Vieille Russie", являвшийся и тогда и сегодня самым значительным магазином в Нью-Йорке по продаже Фаберже┘". И как вы уже, наверно, догадались, вышел оттуда Малколм Форбс со своим вторым Фаберже. От отца "вирусом" Фаберже заразился один из его четырех сыновей - Кристофер Форбс, который в последнем, роскошнейшем каталоге "Фаберже. Коллекция Форбса", опубликованном в 1999 г., пишет, что коллекция является результатом 40-летнего собирательства почти двух поколений. Со временем в фокусе собирательской деятельности отца и сына, назначенного еще в студенческие годы (изучал историю искусств в Принстоне) куратором "Коллекции журнала Форбс", оказались императорские пасхальные яйца. Планка была поставлена высоко - обойти государственную, находящуюся на родине Фаберже, коллекцию. К 1984 г. коллекция Форбса сравнялась с коллекцией Кремлевских музеев. В следующем году на аукционе Сотбис Форбсы, которых сопровождали консультанты - сыновья легендарного Александра Шаффера, братья Питер и Пол Шафферы, приобрели 11-е пасхальное яйцо. Джерард Хилл, проводивший аукцион, с ударом молотка прокомментировал: "Счет теперь стал 11:10 в пользу Форбса".
Когда я посетил Музей Форбса два года назад, я был поражен не только самой коллекцией, которая кроме Фаберже включает искусство Франции, Англии и США, но и простотой и бесплатностью доступа к ней. К сожалению, как мне объяснили две сотрудницы, сидевшие за столиком на входе, фотографирование в залах не разрешалось. Очень жаль. Такого шанса - еще раз посмотреть и, может быть, сфотографировать, уже никогда не будет. Ибо было принято решение о поэтапной продаже всемирно известной, не имеющей себе равных в мире частной коллекции шедевров К.Фаберже.
Первый аукцион произведений Фаберже из коллекции Форбса (10 предметов) был проведен Сотбис несколько лет назад, точнее 1 декабря 1998 г. Более сотни произведений было куплено Питером, Полом и Марком (сыном Пола) Шафферами. Сотрудничество коллекционера Форбса и крупнейшего в мире специалиста по Фаберже, каким был Александр Шаффер, началось еще в 1965 году. Тогда на майском аукционе у крупнейшего американского аукционного дома Парке-Бернет, позже поглощенного Сотбис, Форбс приобрел яйцо герцогини Мальборо. Его менее удачливым конкурентом был А. Шаффер, который продал М.Форбсу в последующие годы среди прочего 3 императорских пасхальных яйца: уже упоминавшееся выше "Ренессанс", "Апельсиновое дерево" и "Пятнадцатая годовщина". Каждое из двух последних на предстоящем аукционе Сотбис оценивается в 10-15 млн. долл. Питер Шаффер, у которого так же, как и у хранителя кремлевской коллекции Фаберже Татьяны Мунтян, нет ни малейшего сомнения в подлинности 9 пасхальных яиц, не без гордости сказал мне на днях, что через их магазин "A la Vieille Russie" и соответственно через его руки прошло 26 императорских пасхальных яиц! А в целом, как утверждает его младший брат Пол, через их руки прошла добрая половина всех пасхальных яиц, исполнявшихся, как известно, фирмой Фаберже по заказам других своих клиентов. После апрельского аукциона это число может увеличиться. Ибо "A la Vieille Russie" собирается в нем участвовать. И имеет уже соответствующие заказы. Будучи связанными с Фаберже на протяжении вот уже трех поколений, Шафферы не исключают возможности, что в борьбе за обладание престижнейшими - выше нет в мире - творениями Фаберже, каковыми являются императорские пасхальные яйца, могут принять участие и покупатели из России. И несмотря на собственный коммерческий интерес, который имеет галерея Шаффера, Питер Шаффер сказал: "Я хотел бы, чтобы вся коллекция вернулась домой". Подразумевая под этим домом Россию. Хотелось бы такие слова услышать от нашего министра культуры.
Но это может сказать и президент. Ибо именно из его фонда были выделены деньги на приобретение в Португалии картины К.Брюллова. Однако президентского фонда на Фаберже не думаю что хватит. В эрмитажевских залах в Лондоне (опять Лондон) один из залов носит имя известного русского бизнесмена. На Западе их называют "олигархами". Также на Западе имя мецената присваивается залу, где обычно выставляются принесенные в дар музею произведения искусства. За это можно также быть удостоенным чести состоять в Попечительском совете престижного музея. Вы, наверное, уже догадались, к чему я клоню. Неужели среди моих соотечественников не найдется ни одного, который как тот англичанин - не русский англичанин, а настоящий англичанин - дал около двух десятков миллионов фунтов на приобретение картины для английского музея. И уж что совсем непонятно - сделал это на условиях абсолютной анонимности! Но отнесем это на счет традиционной английской эксцентричности. Или просто врожденного благородства. Они, англичане, с их вековыми традициями благородство с молоком матери получают. Но мы не англичане. Можем и без анонимности обойтись. Найдись такой "англичанин" в России да и предложи если не всю коллекцию (напомним ее оценка 70-100 млн. долл. - не фунтов), то хотя бы первое из пятидесяти пасхальных яиц, преподнесенное императором Александром III в 1885 г. императрице Марии Федоровне (яйцо "Курица", оценка 3-4 млн. долл.). Яйцо, положившее начало более чем 30-летней традиции. Традицию продолжил император Николай Второй, преподнеся яйцо с символическим названием, которое, как и само яйцо придумал Фаберже, "Бутон розы" Александре Федоровне в 1895 г. Это было ее первое пасхальное яйцо. К которому в последующие годы добавились девятнадцать других. В этом же 1895 г. вдовствующая императрица Мария Федоровна (император Александр III умер в октябре 1894 г.) получила свое первое пасхальное яйцо из рук сына. Таким образом, с этого года Фаберже должен был поставлять двору не одно, а два яйца к каждой Пасхе. Всего же императрица Мария Федоровна получила за свою жизнь 30 пасхальных яиц. Самым же дорогим (оценка 18-24 млн. долл.) будет на апрельском аукционе "Коронационное яйцо", значение которого, так же как и упоминавшегося выше яйца "Пятнадцатая годовщина", трудно переоценить - я бы, учитывая их исторический, можно сказать, знаковый характер, включил бы их в число государственных императорских регалий.
Принимая во внимание, что эксцентричность не относится к отличительным чертам русского национального характера, предложенный вариант маловероятен.
С другой стороны, почему бы в роли коллективного мецената не выступить могущественному Российскому союзу промышленников и предпринимателей. Ведь речь идет не просто о ювелирных украшениях, пусть и высочайшего класса, а о частице нашей истории, частице нашего национального достояния. Речь идет о престиже России.
Список возможных вариантов можно было бы продолжить. Но, кажется, и так все ясно. Этот шанс Россия не имеет права не использовать. Также ясно, что ни у президента, ни у правительства средств на приобретение коллекции императорских пасхальных яиц нет. И это золотой - в прямом и переносном смысле - шанс для российского бизнеса. Ибо только он в состоянии в борьбе с богатейшими конкурентами всего мира приобрести и преподнести России неотъемлемую часть ее национального достояния, один из наиболее блестящих символов ее былого могущества и экономического роста. И если Россия решится реализовать этот шанс, позволю себе один комментарий технического порядка, который ей в этом может быть полезен.
В заключение хотелось бы сказать, что остальные 190 лотов заслуживают не меньшего внимания, чем императорские пасхальные яйца. В этом поклонники искусства Фаберже смогут убедиться на предаукционной выставке, которая будет проходить с 12 по 20 апреля у Сотбис в Нью-Йорке. Без всякого сомнения, этот аукцион обречен стать аукционом года, если не века. И если вы не зарезервируете свои места в аукционном зале заранее, вам придется в нем участвовать по телефону.
Женева