0
6330
Газета Антиквариат Интернет-версия

28.02.2003 00:00:00

Как узнать реальную цену?

Тэги: антиквариат, оценка


Как известно, московское предприятие ЛЕЕР поддерживает в интернете антикварно-информационный сайт, содержащий массу разнообразных сведений касательно столичного рынка старины. Одна из рубрик сайта предназначена для оценщиков антиквариата.

Оценка антиквариата и старины - ключевой вопрос жизнедеятельности антик-рынка. Кто, что и как оценивает - вот в чем вопрос. Подразумевается, что существует объективная стоимость предмета, сложившаяся в данный момент на антик-рынке и независимая от условий конкретной сделки. Как же узнать эту реальную цену, чтобы не пополнить компанию простофиль?

До начала 1980-х нумизматы пользовались дореволюционным каталогами Ильина, Петрова, бонисты - каталогами Чучина и Кардакова 1920-х гг. У филателистов был каталог Липсия из ГДР. Путем сложных математических подсчетов от ветхозаветных цен переходили к текущей оценке в рублях.

В то время в массовом сознании произведения Айвазовского, Шишкина, Левитана считалось невозможным оценить в рублях. Они были бесценны! Произведения изобразительного и прикладного искусства в редких комиссионных магазинах оценивались простыми товароведами с учетом личных интересов. Занятным был способ оценки. Осматривая вещь, товароведы советовались: "Вторая категория? Третья категория?" Категориями они называли известную им шкалу цен. Затем называли предлагаемую оценку. В пределах шкалы можно было поторговаться. Этот способ назначения цены применительно к конкретному покупателю использовали еще приказчики в торговых рядах в XIX веке.

После "дела антикваров" в середине 70-х гг. на какое-то время начали устанавливаться объективные цены на старину, так как на приемке в комиссионных магазинах появились работники музеев. У коллекционеров завелись привозные каталоги и журналы.

Универсального метода оценки антиквариата нет и не будет - слишком много здесь действует факторов и обстоятельств. Несмотря на то что механизм еще не оформился, можно выделить несколько способов оценки (названия условные): личная компетенция специалиста; экспертно-групповая оценка (сложение "личных компетенций"); аналогия, стандартные ("каталожные") цены; корреляция.

Оценка на основе личной компетенции - это то, что предлагают целых 67 московских торговых предприятий в своих объявлениях. Антиквар (товаровед, приемщик) единолично, исходя из собственного опыта, знаний и других соображений назначает цену предмета. Самый ненадежный и субъективный вариант оценки. В перечень "оценщиков" мы их не включили, но все они представлены в разделе "Антикварные магазины, салоны, галереи...".

Пока еще на отечественном антик-рынке не проявились профессиональные оценщики, не вовлеченные в прямую куплю-продажу антиквариата. Для них мы резервируем рубрику "Специалисты-оценщики". Профессионалы здесь обязательно должны появиться - для этого есть все предпосылки.

Экспертно-групповой вариант заключается в том, что несколько специалистов независимо друг от друга и опираясь на собственную компетенцию назначают цену предмета, а затем с помощью арбитра (руководителя группы) согласовывается оценка предмета. Сходный метод применялся на заседаниях закупочных комиссий музеев. Этот метод перенесли работники музеев в практику приемки предметов в комиссионных магазинах в конце 1970-х гг. Правильность оценок объяснялась еще и тем, что работа оценщиков на приемке не была связана с финансовой деятельностью магазина.

Слово "аналогия" (сходство) говорит за себя. Способ применяется к "штучному товару" - авторским произведениям изобразительного искусства: живопись, рисунки, акварели, скульптура. Для надежного применения способа нужна обширная статистика продаж (база аналогов). Плохо то, что в качестве аналогов у нас берутся цены на "русских аукционах" зарубежных аукционных домов: Кристис, Сотбис, Доротеума и др. В 2001 г. даже вышел в свет обзор "русских" продаж на британских аукционах за последние 10 лет.

Цены на русский антиквариат на зарубежных аукционах взвинчены новыми русскими покупателями. Если запредельные цены на картины Айвазовского можно объяснить конкуренцией армянской диаспоры, еще в советское время скупавшей живопись соотечественника, то безумные цены на полотна Серебряковой, уплаченные на последних лондонских аукционах, объяснению не поддаются. В 1960-х гг. эту же "банную живопись" эмигрантского периода наследники Серебряковой привозили в Москву в надежде продать ее правительству. Картины были выставлены в зале на Кузнецком мосту, 20, но ни у правительства, ни у посетителей выставки эта вымученная живопись восторга не вызвала, и картины вернулись в Париж.

На отечественном антик-рынке формированием базы аналогов никто не занимается. СМИ информируют о заметных продажах антиквариата на внутреннем рынке, но до накопления и обобщения статистики продаж дело еще не дошло.

Тиражированные, серийные предметы антиквариата - произведения декоративно-прикладного искусства, графика - обязательно где-то представлены в каталогах продаж. Каталоги эти зарубежные, и "человек с улицы" доступа к ним не получит, антиквары же ими активно пользуются. Для владельца вещи оценка по каталогу может превратиться в неоправданно длительный и трудоемкий поиск.

Для предметов массового коллекционирования: монеты, марки, награды, боны, значки - на антик-рынке есть множество каталогов, по которым можно с ошибкой до 30% определить цену предмета. При работе с каталогами во всех случаях следует вносить поправочные коэффициенты на цену предмета в зависимости от его качества.

Корреляция. Еще не применяется. Способ количественного учета и связей многих факторов, влияющих на величину оценки предмета. Каждому фактору присваивается весовое значение. Об этих факторах антиквары увлеченно рассказывают журналистам, но перейти от рассуждений к реальной оценке предмета не получится.

Допустим, любым способом владелец получил оценку предмета. Как воспользоваться приобретенным знанием и перейти от оценки к цене продажи? При сделке купли-продажи вмешиваются факторы внеэкономического свойства: нужны "быстрые" деньги, азарт на аукционах, личные интересы покупателя-коллекционера и т.п... Прежде всего следует уяснить и принять, что по оценочной рыночной стоимости за ваш предмет никто не заплатит, но зато у вас будет база для "уместного торга".

На наших аукционах цена продажи редко сильно превышает стартовую, а стартовые цены традиционно занижаются, чтобы был простор для азарта. Если предмет сдается на комиссию (по договору комиссии), теоретически вы можете назначить любую цену, в том числе и свою оценочную. Комиссионный сбор в Москве колеблется от 25 до 35%. Если нужны "быстрые" деньги, считаем нормальным получить на руки 40% оценки (30% издержки и риск непроданной вещи, 30% прибыль антиквара). По наблюдениям, "на руки" обычно выдается 15-25% рыночной стоимости. Как оценивается антиквариат при закладе, получении ссуды, страховании - неизвестно, но знать рыночную стоимость предмета необходимо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1473
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1498
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1224
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
772

Другие новости