0
870
Газета Антиквариат Интернет-версия

14.02.2003 00:00:00

Еще один сегмент московского антик-рынка

Тэги: экспертиза, антиквариат


В прошлом выпуске полосы "Антиквариат" мы, основываясь на материалах справочно-информационного антикварного сайта, который поддерживает фирма "ЛЕЕР", рассказывали о том, какие изменения за прошедший год произошли на московском антик-рынке в целом. Сейчас более конкретно расскажем о таком сегменте рынка, как экспертиза, и о тех, кто ее предлагает.

Слово "экспертиза" в обиход сообщества коллекционеров вошло совсем недавно. До начала 1990-х гг. это было что-то такое увлекательное, чем занимались работники госмузеев, чтобы потом рассказать журналистам о своих поразительных открытиях, и совсем недоступное для владельца неведомого шедевра и коллекционера с улицы. Для них был другой путь доступа к компетенции работников музеев. В главных музеях Москвы (ГИМ, ГМИИ, ГТГ, Музей революции, Музей искусств народов Востока, Оружейная палата, Музей истории и реконструкции Москвы и др.) были ежемесячные "приемные дни". Можно было принести и показать свою вещь. Заключение давалось в устной форме - его нужно было запомнить и записать на бумажке. В настенных объявлениях подчеркивалось: "Письменные заключения комиссия не дает". Иногда свое суждение работники записывали в амбарные книги вместе с фамилией владельца. Согласно музейной этике того времени не давались и денежные оценки предмета. Денег за консультацию не брали.

Если вещь была интересная для музея, предлагали сдать ее на закупку, но предупреждали - сумма будет скромной, а ожидание выплаты долгим (до полугода). Демократичный способ общения коллекционеров и музейных работников старой закалки кое-где сохранился и сейчас.

Были в Москве и другие авторитеты. В "Пушкинской лавке" в проезде Художественного театра товароведом работал Лев Глезер. Ему несли на показ антикварные издания, чтобы потом похвалиться: "Мне Лев Абрамович определил..." По ювелирным изделиям были авторитеты в Пробирной палате, магазине "Жемчуг". Также были авторитеты по наградам, монетам и т.п. в обществах коллекционеров.

Проблема экспертизы возникла в наше время якобы из-за сброса на антик-рынок большого числа подделок. До середины 1970-х гг. подделок в обороте было мало. Что-то осталось с дореволюционного времени (еще Репин жаловался Грабарю, что уже тогда его подделывали), а также от "этих бурных 20-х годов НЭПа": "константиновские рубли", античные серебряные и золотые монеты, немного живописи...

Экономических причин заниматься подделкой антиквариата не было. На рынке было достаточно подлинников. О подделках вспомнили в середине 1970-х, когда специалисты из НИИ редких металлов и золота наладили производство "изделий Фаберже". Теперь трудно даже назвать то, что не подделывают. И все же ситуация с наличием на антик-рынке подделок излишне драматизируется. Деньги начали подделывать 2500 лет назад, но ни общество, ни рынок от этого не погибли. Равно как никто еще не умер, не потерял здоровья и не разорился от приобретения "фальшака". В соответствии с законами диалектики присутствие "фальшаков" на антик-рынке даже стимулирует его участников к "повышению деловой квалификации".

Актуальность экспертизы иногда объясняют новыми рыночными обстоятельствами - новыми покупателями и новыми продавцами. Появились новые торговые предприятия (антикварные галереи, салоны), которые некоторые журналисты называют "стильными". Обслуживают они запросы нового покупателя на обустройство жилья в аристократическом духе. Их появление было закономерным - теперь красиво жить никто не запрещает. Коллекционеру в них делать нечего, если он не предлагает что-либо на продажу из своей коллекции. Ассортимент товара в "стильных" салонах тот же, что и салонах и галереях современного интерьера с разницей в датах изготовления товара в 100-200 лет. Товар должен быть сертифицирован!

Пришел на антик-рынок новый богатый покупатель, который знает, что антиквариат в интерьере - признак принадлежности к элите общества, и которого убедили, что антиквариат - выгодное вложение денежных средств. Он не очень разбирается в тонкостях старинных вещей, но ему нужны гарантии подлинности от экспертов.

После исторического обзора вернемся к теме. Под экспертизой далее имеется в виду письменное заключение компетентного (а также уполномоченного) лица о соответствии (несоответствии) предмета поставленной задаче. Все остальное будем считать консультацией - устным заключением компетентного лица при осмотре предмета. Будем рассматривать только экспертизу для частных лиц или корпоративных собственников, то есть доступную рынку. Государственная экспертиза музейных ценностей в госсобственности здесь не затрагивается.

По определению, эксперт - лицо, обладающее знаниями, навыками и опытом работы в узкой области и уполномоченное кем-то проводить экспертизу, и, естественно, ответственное перед кем-то за свои ошибки. Таких экспертов на нашем антик-рынке еще нет, как и нет органа их сертификации (аттестации, лицензирования). Возможно, вправе называть себя экспертами составители каталогов аукционов, выставок, авторы монографий о художниках или предметах коллекционирования. Остальные являются экспертами по самоназванию, обозначенному в их визитных карточках. Ничего ужасного в этом нет. Как писал теоретик управления А.Файоль, власть администратора (в нашем случае эксперта) складывается из "установленного" и "неустановленного" авторитета. Установленный авторитет подкрепляется регламентами, аттестатами, приказами и т.п. бумагами, а неустановленный опирается на опыт, личные качества. В сфере экспертизы на антик-рынке со вторым у нас "все путем".

Кому и когда на антик-рынке нужна экспертиза? Прежде всего экспертиза требуется для очень дорогих вещей из-за ее высокой стоимости (10-15% от стоимости вещи) и хлопотности. Такими бывают авторские произведения изобразительного и декоративного искусства. Во всех остальных 99% случаев можно свериться по каталогам или ограничиться консультациями.

Коллекционеру со стажем экспертиза не требуется. Длительное общение с предметами коллекционирования (в этом преимущество музейных работников) вырабатывает интуицию, позволяющую уловить подозрительный "акцент" вещи. "Визуальная начитанность" легко утрачивается при перерывах в общении с объектами собирательства. В паузах активности коллекционер "выходит из формы". Если у него возникает подозрение на шедевр в коллекции, можно будет поработать с литературой, поискать аналоги в музеях, посоветоваться в своей среде.

Потребность в экспертизе бывает у случайных владельцев вещей, если они достались им по наследству или иным путем: дар, находка и др., и если они желают продать, заложить, застраховать, разделить наследство. Экспертиза нужна тому, кто собирается вложить большие деньги в произведения искусства с гарантией подлинности предмета. Покупая русский антиквариат на лондонских аукционах, они требуют экспертного заключения даже на недорогую вещь. Служащие аукционных домов давно посмеиваются над русскими покупателями, требующими "бумагу" на любую вещь, деликатно замечая: "Среди русских покупателей антиквариата очень мало коллекционеров". Такие же "бумаги" новый покупатель требует в "стильных" салонах и галереях Москвы. Экспертное заключение требуется продавцу дорогого антиквариата, чтобы убедить богатого покупателя приобрести товар.

Экспертиза на антик-рынке оказалась в самом буквальном смысле в замкнутом круге. Новый богатый покупатель требует у антиквара "бумагу" как гарантию вложений. Антиквары не могут продать дорогую вещь без "бумаги" и соблазняют музейщиков большими деньгами за "хорошее" и "правильное" заключение. Музейные работники, естественно, нуждаются в улучшении своего материального положения.

В том перечне организаций-экспертов, который составлен сотрудниками информационно-антикварного сайта "ЛЕЕР", представлены музеи Москвы, которые прежде консультировали коллекционеров и владельцев старины. В наши дни они продолжают оставаться для антик-рынка "кладезями мудрости" и эти же музеи Минкульт РФ уполномочил выдавать заключения о возможности вывоза культурных ценностей частными лицами. Кроме них в этот перечень включены несколько коммерческих структур, давно практикующих экспертизу на антик-рынке. Находятся в нем и организации, предлагающие экспертизу ювелирных изделий, хотя ясно, что они проверяют скорее пробу драгметаллов и качество драгоценных камней, чем художественные достоинства ювелирных украшений. Необходимо было бы разделить в нашем перечне историко-художественную и инструментальную (технологическую) экспертизы, но из-за малого числа участников делать это нецелесообразно.

Не вошли в список экспертов торговыe предприятия, предлагающиe триаду услуг "покупка-экспертиза-оценка". Естественно, что здесь присутствует экспертиза, заинтересованная в покупке. Более того, то, что называется экспертизой, по сути является обычной консультацией (предлагается даже "экспертиза по фотографии"). Все эти структуры уже представлены в разделе "Антикварные магазины, салоны, галереи...".

Малое число шедевров в рыночном обороте сужает область экспертизы, но ее присутствие на антик-рынке является непременным атрибутом и облагораживающим фактором.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1473
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1497
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1224
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
771

Другие новости