На Соборе Церковь заявила о поддержке нацпроектов.
Фото Виктора Ильина
XI Всемирный русский народный Собор стал главным событием в религиозной жизни России на минувшей неделе. Русская Православная Церковь (РПЦ) использовала форум, проходивший с 5 по 7 марта в храме Христа Спасителя, для презентации социальной концепции общенационального значения. На сей раз обсуждались вопросы, связанные с богатством и бедностью в современной России и «социальной несправедливостью». Участники Собора не ограничились диагностированием и без того всем известных проблем, но и обрисовали свою программу выхода из сложившейся ситуации.
«Проблему бедности следует решать конкретными политико-экономическими средствами с учетом краеугольных ценностей, присущих нашей национальной традиции», – говорится в «Соборном слове», документе, принятом по итогам форума. То есть у программы, предлагаемой РПЦ, два уровня – внешний и фундаментальный. Внешний уровень – это как раз «политико-экономические средства»: введение «налога на роскошь», использование «нефтяных» и «газовых» денег (то есть Стабфонда) для поддержки незащищенных слоев населения, развитие технологий, науки и образования. Размещение средств Стабфонда за рубежом, по мнению участников Собора, создает «угрозу экономического шантажа и потери суверенитета страны».
В целом выступления иерархов РПЦ на Соборе и принятые по его итогам документы – наглядная демонстрация того, что Церковь сегодня пытается балансировать между двумя необходимостями: критикой власти и партнерством с той же самой властью. Участники Собора утверждают, что «правительство не дает понятного ответа на вопрос, почему сегодня средства Стабфонда находятся за рубежом», но в то же время с удовлетворением отмечают «активную реализацию» нацпроектов.
Однако политико-экономических средств недостаточно. Как отметил в своем выступлении председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), без фундаментальной трансформации общества государство бессильно, оно обречено не поспевать за общественными запросами. И вот решение, которое предлагает РПЦ: вернуться к истокам национальной культуры, сочетающей «приоритет духовного над материальным» и «бережное и благодарное отношение к богатству». А для этого «носителям традиционной культуры», то есть РПЦ и другим «традиционным религиозным общинам», надлежит «предоставить максимально благоприятные условия для деятельности, гарантированный доступ в систему образования, в социальную сферу, в Вооруженные силы, в СМИ».
Подводя итоги, XI Всемирный русский народный Собор в очередной раз показал, что за последние годы РПЦ как институт окрепла настолько, что традиционная функция «печалования» о народных бедах перед властями предержащими кажется ей недостаточной. Церковь хочет быть активным участником социальных реформ и процесса модернизации. Собор – это форум, в рамках которого РПЦ еще раз оформила запрос на признание своей «общественной значимости и полезности» со стороны власти и попыталась обозначить обоснованность этих претензий. Чем ответит Церкви государство? Предоставит новые привилегии или оставит все как есть? В предвыборный период это приобретает особое значение.