Молодым, желающим реализовать свои таланты в поп-музыке, везде у нас дорога. К их услугам множество телевизионных и радийных проектов, самые известные из которых – «Фабрика Звезд» и «Стань Звездой» – уже подарили отечественной эстраде с десяток новых знаменитостей. Совсем по-другому обстоят дела на рок-сцене. Рок, нелюбимый пасынок шоу-бизнеса, выживает не благодаря содействию заинтересованных лиц, но скорее вопреки преобладающим в современной массовой культуре тенденциям. До последнего времени громкие успехи российских рокеров случались немногим чаще, чем феноменальная победа монструозных Lordy на шлягерном конкурсе «Евровидение». Поклонники гитарной музыки давно смирились с существующим статус-кво и привычно выискивают свежих кумиров на кассетных бутлегах да по отзывам друзей и единомышленников. Первые признаки изменения ситуации к лучшему начали прослеживаться чуть более года назад. Хронологически они совпали с появлением на клубных и стадионных рок-концертах растяжек и баннеров с надписями «Культурный фонд «Наше Время». По информации из надежных источников, эта негосударственная организация была создана некими весьма состоятельными и влиятельными силами специально для поддержки дарований в стиле рок. Причем понятие «поддержка» в данном случае трактуется очень широко и включает в себя множество этапов: от аранжировки демозаписи до выпуска альбома и съемок клипа. Поскольку прагматичная реальность и недавнее занесение слова «альтруизм» в разряд устаревших заставляют как минимум усомниться в существовании такого культурного заповедника, мы решили нанести визит в КФ «Наше Время», дабы узнать, кто и что скрывается за этой вывеской.
Старинный особняк в районе Таганки не оставил сомнений в серьезном статусе его обитателей и их амбициозных планах. В таких зданиях любят обустраиваться авторитеты, твердо стоящие на ногах и не стесненные в средствах. Данный случай подтвердил правило: как выяснилось, основные творческие силы «Нашего Времени» представляют хорошо известные в музыкальных кругах продюсеры Дмитрий Гройсман («Чайф»), Александр Пономарев («Сплин» и БИ-2), Вячеслав Батогов («Алиса» и «Король и Шут») и звукорежиссер Сергей Большаков. Кстати, возглавляемая последним звукозаписывающая студия считается одной из лучших в стране. Она строилась по планам культового британского акустика Фила Ньюэлла, работавшего почти со всеми рок-звездами мирового масштаба, начиная с Led Zeppelin, и давно ставшего общепризнанным международным брендом. Всего по миру разбросано около четырехсот студий Ньюэлла, но лишь три из них, включая московскую, находятся в странах СНГ (есть еще в Питере и в Виннице). Площадь трех изолированных цокольных залов составляет около 100 кв. метров, площадь аппаратной – 40 квадратов. Роскошные пропорции – и это не считая двух этажей комфортабельных офисных помещений.
Столь мощная техническая база стоит немалых денег, и о ее реальной стоимости можно только догадываться. Откуда средства?
Дмитрий Гройсман. Когда в Россию приезжают рок-легенды 70-х и 80-х, на их концертах можно видеть много вполне респектабельного вида людей среднего возраста. Они приходят послушать кумиров своей юности, чтобы вспомнить молодость и снова почувствовать себя 20-летними. В своем отечестве у них нет таких привязанностей, а хотелось бы. Они устали от засилья попсы и готовы содействовать любому продуманному и взвешенному поиску «домашних» Блекморов и Осборнов. Благодаря их желаниям и возможностям мы и существуем.
«НГ». Пожертвования принимаете в любой валюте?
Д.Г. Мы не измеряем помощь обязательно деньгами. Например, недавно одна известная группа безвозмездно передала нам свою старую ударную установку. Она стоит на первом этаже, в репетиционном зале, можете пойти посмотреть. И таких случаев, уверяю вас, немало. Деньги – это, конечно, хорошо, но не в них счастье, сами понимаете┘
«НГ». Говорят, в делах КФ принимает активное участие кремлевская администрация. Что вы можете сказать по этому поводу?
Д.Г. Недавно на одной из пресс-конференций Владислав Сурков и Дмитрий Медведев признались на всю страну в своей любви к рок-н-роллу вообще и Deep Purple в частности. Если считать это признанием участия Кремля в нашей деятельности – то ответ на ваш вопрос утвердительный. На самом деле среди инициаторов создания Фонда есть и предприниматели, и деятели искусства, но их имена я вам по понятной причине назвать не могу. Скажу лишь, что им всем сейчас от 35 до 50 лет и что они четко различают бизнес, политику и искусство и не используют КФ для пропаганды своих взглядов.
Судя по количеству патронируемых Фондом групп, у российского рока неплохие перспективы. Помимо подающих надежд звезд завтрашнего дня здесь помогают также ветеранам стиля, заслужившим уважение многолетней верностью единожды выбранному пути. Ни для кого не секрет, что жесткая рок-музыка в нашей стране востребована не так широко, как популярная, а потому не столь любима спонсорами и соответственно не приносит большой прибыли авторам и исполнителям. Решить застарелую проблему способны лишь меценатство и благотворительность, заявленные как основной род деятельности «Нашего Времени».
Александр Пономарев. Записи поступают к нам разными путями. Кто-то выходит на Фонд самостоятельно, кого-то мы находим сами – чаще через личные контакты и по рекомендациям коллег, реже через интернет. В прошлом году мы прослушали около шестисот групп, в этом наверняка будет еще больше. В принципе любой музыкант может прислать нам образец своего творчества, и, если оно покажется нам нешаблонным и перспективным, мы им скорее всего займемся. Но поймите, поиск талантов – трудное и кропотливое дело, и, конечно, охватить всех желающих мы не можем чисто физически. Быстрой отдачи от нашей работы ждать не стоит: думаю, в полной мере ее результаты вы сможете оценить минимум через год-два┘
Ну что ж, поживем, увидим.