4.03. Концерт памяти пианиста Алексея Султанова. Большой зал консерватории.
20 июня 1998 года москвичи запомнили. Бешеный ураган, обрушившийся в тот вечер на Москву, стал стихийным бедствием. Музыкальная общественность, зорко следившая за баталиями XI конкурса им. Чайковского, проходившего в это же время, запомнила этот день навсегда благодаря другой стихии: в Большом зале консерватории в рамках второго тура играл пианист Алексей Султанов. Создавалось ощущение, что для него нет технических преград, он низвергал потоки музыки, обрушивал на слушателя звуковую лавину. Такого финала Седьмой сонаты Прокофьева Москва не слышала со времен Рихтера - казалось, что настал «последний день Помпеи» и что рояль не выдержит этого вулкана экспрессии, накала и совершенно нечеловеческой скорости исполнения.
Но нет пророка в своем отечестве. История того конкурса Чайковского общеизвестна: решением высокого жюри Султанов не был пропущен в третий тур состязания, а в отсутствие главного претендента на первую премию победа досталась Денису Мацуеву.
Теперь уже история доносит до нас романтические легенды: как в Ташкенте родители-музыканты познакомили трехлетнего Алексея с фортепьяно, как в пять лет он подбирал по пластинке концерт Шопена, в девять лет сыграл концерт Моцарта, в одиннадцать (!) – Второй концерт Рахманинова. Вспоминают его увлечения восточными единоборствами и успехи по разбиванию кирпичей.
Судьбы вундеркиндов в чем-то похожи одна на другую: когда ребенок виртуозно, вдумчиво и музыкально исполняет сложнейшие произведения, это поражает, но рождает обоснованные мысли о будущем «маленьких Моцартов» со знаком вопроса. Но не в случае с Султановым. Сейчас с уверенностью можно сказать, что это был гениальный пианист конца XX века. Позже семья переехала в Москву, где Султанов поступил в класс профессора Льва Наумова. После победы на конкурсе Вана Клиберна в Америке мир пал к ногам пианиста. Сразу многочисленные гастроли, записи, работа на износ. Его начинают называть «самым ярким представителем особого вулканического класса пианистов», «самым колоритным ослепительно одаренным пианистом, интерпретатором огромного темперамента и стихийной силы, который буквально разверзает душу каждого композитора». Султанов стал безоговорочным любимцем публики и критики одновременно.К сожалению, гений Алексея Султанова не смог справиться с пятью инсультами, настигшими пианиста в Америке, куда он уехал жить. 30 июня 2005 года его не стало.
В концерте памяти музыканта примут участие пианисты, для которых его имя значит очень много: брат Сергей и друг пианиста Александр Корсантия (США) исполнят Концерт для двух фортепиано с оркестром Пуленка, который очень любил Алексей. Однокурсник Султанова в Московской консерватории Вазген Вартанян и высоко ценивший талант молодого музыканта Андрей Гаврилов исполнят фортепианные сочинения Шопена (ноктюрны и Второй фортепианный концерт с БСО им. Чайковского) и «коронный номер» султановского репертуара – Седьмую сонату Прокофьева. К концерту приурочен и выпуск диска: запись выступлений пианиста на I и II турах конкурса, негласным победителем которого он все-таки стал.