Газета Акцент Интернет-версия

05.02.2007 00:00:00

Важен не размер, важен диаметр

Тэги: телескоп, астроном, обсерватория

телескоп, астроном, обсерватория Небольшие подмосковные обсерватории, несмотря на свой неказистый внешний вид, позволяют вести серьезные наблюдения.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Отличный способ оторваться от земных забот – поднять голову и любоваться шатром ночного неба. Задаваться вопросами «Конечна ли Вселенная?» и «Есть ли в ней братья по разуму?» проще всего в обсерватории – хоть бы и любительской.

Главное – диаметр!..

Первостепенная задача астронома-новичка – определиться с покупкой оптической техники. Главное – степень увеличения и диаметр объектива. Большой диаметр поможет увидеть мельчайшие небесные тела, увеличение ответит за четкость. Компактные зеркально-линзовые телескопы (рефлекторы) с диаметром линз 15–25 см и стоимостью в пределах 5 тысяч рублей позволят различить на небе сотни объектов. Стоит присмотреться к недорогим моделям Новосибирского приборостроительного завода (НПЗ), например рефлектору Ньютона ТАЛ (Алькор) с диаметром зеркала 65 мм и увеличением в 133 раза.

С московских балконов и крыш даже с хорошей техникой удастся разглядеть только Солнце, Луну да еще пару-тройку планет. Мешает сильная засветка города – огни окон, витрин и реклам. Дают себя знать дымы и выхлопные газы, вибрации, сбивающие фиксацию объектива. Сделать первые шаги в астрономии помогут профессиональные и любительские обсерватории.

Планида планетария

В первую очередь приходит на ум Московский планетарий. В связи с работами по реконструкции старую обсерваторию летом 2002 года закрыли. Открытие планетария планируют на конец 2007 года. В большой башне установят старый, но качественный линзовый телескоп (рефрактор) Carl Zeiss Jena с диаметром объектива 300 мм и увеличением в 750 крат: в него отлично видна Луна и двойные звезды. В малой будет современный аппарат Carl Zeiss «Universarium IX». Обещают, что здания смогут принимать три сотни человек в день.

Сейчас в Москве можно посетить обсерваторию МГУ при Государственном астрономическом институте им. П.К. Штернберга (ГАИШ). Полвека назад там стояла дюжина телескопов, ныне осталось лишь семь. Самый крупный рефлектор имеет диаметр зеркала 700 мм, а самый большой – с диаметром объектива 300 мм – увеличивает в 750 раз. Даже в плохую погоду с их помощью снимают звезды до 20-й и 18-й величины, а 8 июня 2004 года наблюдали прохождение Венеры по диску солнца. Обсерваторию ГАИШ в основном посещают студенты, но если любознательные граждане сколотят группу из 5–8 человек и договорятся с заведующим, то для них организуют экскурсию на любую тему. Еще при ГАИШ есть Музей истории астрономии на Красной Пресне, где стоит уникальный 15-дюймовый телескоп-астрограф французских оптиков братьев Анри в рабочем состоянии. Там тоже организуют разовые экскурсии, письменно согласуясь с начальством ГАИШ.

Небесный гид

Еще на Воробьевых горах есть обсерватория при Московском городском дворце детского и юношеского творчества, оборудованная рефрактором Цейсс-130 мм и телескопами Добсона диаметрами от 250 до 150 мм. МГДД(Ю)Т также давно сотрудничает с Звенигородской наблюдательной станцией Института астрономии РАН (ИНАСАН) и организует летние лагеря-экспедиции. Туда тоже можно сходить на экскурсию, но вот техникой – башней с телескопом Цейсс-600, Meade c объективом 250 мм и ПЗС-матрицей – могут пользоваться только учащиеся и сотрудники дворца.

Еще на Звенигородской станции есть обсерватория Московского астроклуба – павильон с откидной на две стороны крышей, в котором на бетонной колонне стоит телескоп Meade системы Шмидта-Ньютона с объективом 254 мм. Для астросъемки члены клуба используют ПЗС-камеру Meade DSI Pro, а еще собираются снабдить телескоп 150-миллиметровым гидом. Пользуются всем этим только члены клуба, их гости либо посетители фестивалей «АстроФест» и «Звездные ночи».

Гараж для телескопа

Удобный загородный вариант – обсерватория Научного центра «Ка-дар», открывшаяся в 2004 году в 62 км от Москвы. В лучах заходящего солнца здание напоминает замок: пять белых бетонных колонн, на верхней площадке – восьмигранный павильон с вращающимся куполом. В купол поместят зеркально-линзовый телескоп системы Ричи-Кретьена на автоматизированной монтировке с диаметром зеркала 600 мм. Когда в обсерваторию проведут интернет, наблюдения можно будет проводить, не выходя из городской квартиры.

Но это в будущем. Сегодня на наблюдательной площадке рабочего здания в круглом «гараже» работает телескоп-рефлектор Meade 14 системы Шмидта-Кассегрена с диаметром зеркала 356 мм. Задав программу, при помощи пульта телескоп направляют на заложенный в памяти участок неба, например на звезду Капелла или самую яркую – Вегу, потом, сидя в зале, изучают изображение, выведенное на экран телевизора. В ясный зимний день в ночном небе хороша Луна: резко видны моря и кратеры. С Венерой хуже: ее точка на орбите максимально удалена от Земли. Еще телескоп позволяет увидеть облака Юпитера, щель Кассини в кольцах Сатурна и детали поверхности Марса. В пределах досягаемости даже Уран, Нептун и Плутон. «Ка-дар», занимающийся астросъемкой и сотрудничающий с научными центрами вроде Пулковской обсерватории, открыт для всех желающих. Продвинутые астрономы, согласовав цели и время, свободно пользуются телескопами, для «чайников» проводят экскурсии. Говорят, летом в центре гостила группа солнцепоклонников, желавших поближе познакомиться с нашим светилом.

Раздвижной дом-телескоп

Уже 35 лет в городке Железнодорожном работает любительская обсерватория межшкольного астрономического центра «Вега». Место не ахти (вокруг высотки и объекты теплоснабжения), зато в башне с вертящимся куполом – мощный телескоп-рефлектор Ричи-Кретьена с диаметром зеркала 400 мм и увеличением свыше 400 раз. Этот агрегат вывезли из обсерватории ГАИШ на горе Майданак в Узбекистане. Чтобы не приходилось лезть по лесенке к окуляру, сегмент неба при помощи видеокамеры выводят на монитор. Деревянный купол с картой звездного неба доставили из Измайловского парка, где раньше (как и в других парках Москвы) была мини-обсерватория.

Изюминка «Веги» – 15-метровый горизонтальный солнечный телескоп. Корпус его – само здание обсерватории: по всей длине между комнатами в стенах пробиты прямоугольные отверстия. Небольшая пристройка по трубам откатывается к забору, и установленный в ней целостат – система двух плоских зеркал (300 и 350 мм) – оказывается под открытым небом. Отражаясь в целостате, лучи идут через люки до дальней стены, где сферическое зеркало фокусирует их и направляет обратно. На экране получают четкое изображение солнечного диска диаметром 140 мм. Помимо пятен (мест с пониженной температурой) на солнце можно увидеть точки высокой активности, так называемые факельные поля. Для школьников и студентов в «Веге» работает астрономический кружок, любители могут записаться на экскурсии.

Нью-Востряково

В Подмосковье немало частников строят мини-обсерватории на дачных участках. Тут есть свои хитрости. Первое правило – отдельный фундамент под телескоп. Мощный столб заливают бетоном и закрепляют швеллерами. Телескоп должен стоять незыблемо. Обсерваторию не отапливают, чтобы не запотевала оптика. Крышу каждый выбирает на свой вкус: это может быть и откатная крыша, и крыша с откидными створками, и вращающийся на роликах купол с раздвигающимся отверстием. Уникальный пример – обсерватория профессора ГАИШ Владимира Михайловича Липунова. В деревне Востряково он установил робот-телескоп для поиска сверхновых звезд и съемки оптических гамма-всплесков, и этот телескоп связан по интернету с Международным центром по изучению гамма-всплесков в Америке.