Анна Нетребко – главная красавица современной оперной сцены.
Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонииДля Ангелы Деноке главный интерес представляют сложные психологические коллизии в судьбах ее героинь.
Фото с официального сайта пев
22.01. Концерт Анны Нетребко и Роландо Виллазона. Концертный зал им.
П.И. Чайковского.
26.01. Концерт Ангелы Деноке. Большой театр.
В этом сезоне в Москве уже не однажды выступали певицы экстра-класса. Можно было услышать и вагнеровское сопрано, легко укрощающее оркестр, и итальянское бельканто, и изящную барочную манеру. А ближайшая неделя и вовсе уникальна: 22 января в зале Чайковского выступит знаменитый дуэт – Анна Нетребко и Роландо Виллазон (правда, специалисты клянутся, что фамилия этого тенора произносится как Вильясон) в сопровождении оркестра «Новая Россия» под управлением немецкого дирижера Михаэля Гюттлера, а 26 января в Большом театре – блистательная Ангела Деноке с оркестром Большого театра, за пультом Александр Ведерников.
Сложно вообразить певиц более непохожих, чем Нетребко и Деноке. Они настолько различны, что, кажется, никому не приходило в голову их сравнивать, но теперь их концерты оказались почти рядом, и сравнение напрашивается само собой. Обе солистки всемирно известны, часто выступали на одних и тех же сценах, например, в Зальцбурге и Метрополитен-опера.
В тех фантазиях, которые окружают имя Анны Нетребко, ясно читается сказка о Золушке: тут есть и ведерко с тряпкой (певица поначалу подрабатывала уборщицей в Мариинском театре), и туфельки (она в прошлом году вышла получать Госпремию в босоножках, о чем немало судачили жадные до подробностей поклонники); есть и стремительный взлет (исполнение Донны Анны на зальцбургском фестивале – и она знаменита), и прекрасный принц.
Правда, мексиканец Роландо Виллазон только на сцене ее кавалер, у него, вообще, свое семейство. Как и всякого хорошего тенора, его могли бы причислить к «новым Паваротти», но так его не называют: он – «следующий Доминго», потому что с детства очень любил Доминго и собирал его записи; а еще потому, что в 1999 г. на конкурсе Доминго (Operalia) получил вторую премию, приз публики и приз за лучшее исполнение сарсуэлы.
С Анной Нетребко он поет, например, в «Ромео и Джульетте», «Риголетто», «Травиате» – и где бы они ни появились, за ними несется вихрь восклицаний: «Сенсация! Сенсация!» Далее могут последовать удивленные рассказы о том, что прекрасная Виолетта–Джульетта–Джильда после концертов ездит в джинсах на велосипеде. Благодаря этим историям сказка о современной Золушке делается еще нагляднее. При этом на сцене мы видим красавицу-брюнетку в шикарных платьях, дивно поющую колоратуры. Ей идет этот образ.
Фото с официального сайта певицы
Кажется, нет ни одной партии, которую исполняла бы и Нетребко, и Деноке. Тем более интересно совпадение сюжетное. Нетребко и Виллазон среди итальянских и французских номеров споют дуэт из «Любовного напитка» Доницетти. Как известно, любовный напиток – это бордо, которое мошенник Дулькамара продает Неморино, чтобы тот приворожил свою возлюбленную. Благодаря бордо Неморино смелеет, девушка становится его женой, и они дружно восхваляют волшебный эликсир.
Ангела Деноке тоже будет петь об этом напитке: помимо фрагментов из «Воццека» она исполнит концертную арию Берга «Вино». Ария эта на стихи Бодлера, и там тоже есть влюбленные, славословящие хмельное веселье. (В скобках заметим, что Берг, любивший различные музыкальные шифры, вписал в эту арию палиндром: во второй части есть такт, точно делящий ее пополам, над ним стоит пауза; от этого места все инструменты играют только что исполненные ноты в обратном порядке. Звучит это, конечно, не слишком похоже на Доницетти.)
Иными словами, в самом скором будущем можно будет дегустировать два совсем-совсем разных винных напитка. В каком из них будет истина? И в том и в другом, наверное.