0
7746
Газета Акцент Интернет-версия

17.01.2006 00:00:00

Сущий мученик 14-го класса

Тэги: почта, музей, почтамт


почта, музей, почтамт В коллекции почтовых ящиков можно найти и совсем экзотические экземпляры.

Первый музей отечественной почты появился в 1912 году при Московском почтамте. Нынешнюю же экспозицию по истории российской почты начали собирать в середине прошлого века, и до недавнего времени она располагалась там же, на Мясницкой. Теперь, правда, музей переехал в соседнее здание на Чистопрудном бульваре, в тесный, как почтовый ящик, зальчик. Таким образом, в нем, буквально не сходя с места, можно, словно пестрый паззл, сортировать фрагменты почтового быта.

На ткани и папирусе, на коже и пергаменте, на восковых табличках и чешуе рыб ухитрялись писать письма наши предки. Они подавали знаки дымом костров, боем барабанов и звуками сигнальных труб, передавали послания рисунками и иероглифами, в виде узелков на веревке и хитрых узоров из разноцветных камушков. Секретная информация доверялась проверенным гонцам, заучивалась наизусть и после долгой скачки, пешего похода или морского круиза передавалась адресату устно, из-за чего мы до сих пор говорим: «В письме сказано┘», а не «В письме написано┘»

Столь известное и широко употребляемое слово «почта» произошло из латыни – от сокращенного «posita» (установленная) плюс «statio» (пункт). В Древней Руси послания выцарапывали на грамотках из бересты и передавали по случаю с торговыми караванами. Только в случае важной княжеской вести полагался гонец. Первое письменное свидетельство о таковом содержится в «Повести временных лет» и относится к 885 году: «┘послал Олег к Родимичам спрашивая┘» Этот момент принято считать началом истории русской почты.

Ямская гоньба

В 984 году князь Владимир Святославович впервые упорядочил почту с помощью так называемого повоза. Завоеванным племенам вменялось в обязанность не только возить дань в Киев, но и доставлять вести, останавливаясь и отдыхая на постоялых дворах. Считается, что способ повоза прибыл на Русь из Рима через Византию. Только в XIII веке появилась система почты под названием «скорая ямская гоньба». Слова «ям» (дорога) и «ямчи» (проводник) – татаро-монгольские. Ямами называли путевые станции, где останавливались и меняли коней всадники, эстафетой передававшие почту. Это была удивительная самобытная русская выдумка, которой дивилась вся Европа.

В XVI столетии расстояния между ямами в зависимости от заселенности мест составляли 40–100 верст. На ямском дворе служили два чиновника Посольского или Ямского приказа. Их называли ямщиками, что означало начальник яма – почтовой станции. За плату из государевой казны каждый из них содержал трех лошадей. Желая закрепить ямщиков на местах, Василий III давал им земные наделы – деревни и волости вокруг станции. Большие тракты между ними получили название ямских дорог. Ямщики следили за порядком в округах, за прибытием подвод, распоряжались выдачей свежих лошадей, вели «загонные книги», фиксируя «ямские отпуски» (поездки).

Ямской приказ появился в 1550 году, отвечал за сбор взимаемых погонных денег, состояние почтовых станций, выдавал подорожные, вершил суд над ямщиками. Отцом и благодетелем почты в середине XVII века стал глава Посольского приказа дипломат Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, уговоривший царя Алексея Михайловича учредить регулярную почту: «Это великое государственное соединительное дело впредь к умножению всякого добра царству Московскому будет». Любопытно, что в Западной Европе в это время доставкой почты занимались частные предприятия.

Бесовской рожок

Для заморских гонцов, представлявших лицо государства, Ордин-Нащокин придумал форму: зеленый суконный кафтан с красным орлом на левом рукаве и почтовым рожком – на правом. В народе их стали именовать почтарями.

Оповещение о прибытии почты звуком рожка вначале было заграничным новшеством. Когда из Вильно в первый раз привезли письма, местный воевода Репнин побоялся принять подозрительный предмет. Русские почтари предпочитали сопровождать свое прибытие громким свистом.

В 1712 году, когда были открыты Почтовое управление и первые почтамты в Москве, Петербурге и Риге, насаждавший заграничные кунштюки Петр I заставил почтарей трубить насильно, и один из них каким-то образом отравился. Народ на Руси воспринимал рог как «бесовский» инструмент.

Должность письмоносца была почетна, но ответственна. За потерю царской грамоты подвергали смертной казни. Избирали гонца по рекомендациям жителей деревни и священника и приводили к присяге: «┘человек добр и семьянист, и животом прожиточен, и государеву ямскую гоньбу ему гонять мочно». Петр I предъявлял достаточно жесткие требования: «┘почту с почтовыми письмами гонять посацким людям, и чтобы были люди добрые, а не пьяницы. На почте держать два мерина самых добрых. Гонять почту в указанные часы и числа без всякого замедления. Возить почтовые письма в сумках бережно, в дороге над этими письмами хитростей никаких не чинить».

Немецкая почта

Стараниями Нащокина на Руси кроме почтовой линии Москва–Рига открылись две другие – до Вильно и до Архангельска: «Поставить от Москвы по городам на ямех до Архангельского города и назад до Москвы почту, а гонять с той почтой выборными почтарями Московскими и городовыми ямщиками с Москвы с их великих государей грамотами и со всякими иноземных и торговых людей грамотками». Кроме этого, наладилось составление и распространение первых рукописных газет – «Курантов». Впервые письма стали сортировать по городам.

В те времена зарубежное почтовое сообщение в основном удовлетворяло нужды царского двора и купцов. Рижская и виленская линии так и назвались немецкой, или купеческой, почтой – в противовес ямской, внутренней. Впрочем, европейские дипломаты тоже быстро сориентировались и вскоре стали использовать почту и в шпионских целях. Агент австрийского правительства замечал в тайном донесении, что, несмотря на трудность получения известий из Москвы, почт-директор иногда бывает так добр, что против обыкновения не распечатывает и не читает писем, если хорошенько его об этом попросить.

Обычные же люди почтой пользовались куда реже. Только в 1746 году в Москве и Петербурге была организована доставка пакетов и частной корреспонденции на дом, причем письмоноши не получали за это денег от государства и могли рассчитывать только на вознаграждение от адресата. А первые почтовые ящики были установлены еще веком позже.

Тогда же, в середине XVIII века, создали образцовую почтовую линию из Петербурга в Нару, и именно ей мы обязаны появлением русской тройки – самого быстрого транспорта того времени. Век спустя в Петербурге открылось отделение почтовых карет и брик – последние кроме почты могли перевозить еще и двух пассажиров.

Станционный смотритель

В дальнем конце Музея почты в стеклянном шкафу свернулся в трубку кусок бересты с накарябанными на нем древнерусскими письменами, рядом – ободранный кожаный хомут в железных заклепках и бубенчиках да незамысловатый деревянный хлыст с почтовой сумкой грубого холста. Реквизит ямщика. Рядом вещички из «Личного архива почтмейстера Рубановского» – голубой бархатный кошелек и выщербленный костяной нож для вскрытия писем. В самом центре зала – три массивных, обитых планками сундука, которые служили для перевозки писем в почтовых лодках и дилижансах.

Во времена Пушкина ямская гоньба, не изменившись по сути, переиграла иерархию и название должностей. Почтовой станцией теперь заведовал станционный смотритель, который, как говорится в одноименной повести, был «сущий мученик 14-го класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда...» Разъезжавшие на лошадях люди назывались ямщиками.

На почтовой станции после сеней шла «чистая половина для проезжающих» из четырех комнат. На стене висели правила «Какому чину и по скольку выдавать лошадей» (коллежскому секретарю Александру Пушкину полагалась пара). В комнатах почтовой станции стояли столы с прикрепленными к ним жалобными книгами.

Другая половина из двух комнатушек принадлежала смотрителю. Для ямщиков была ямщицкая с большой печью либо даже отдельный флигель. На печи ямщики отдыхали после дороги: их могло быть до восьми человек. Помимо жилого корпуса – помещение для разбора почты, конюшни, шорная мастерская и кузница.

«Помни! Противник подслушивает!»

Значительная часть экспозиции по истории отечественой почты посвящена Великой Отечественной войне. В то время полевая почта, выполняя поистине адский труд, ежемесячно доставляла на фронт до 70 миллионов писем. Работники выясняли новые адреса, сортировали почту в шалашах и землянках и, рискуя жизнью, доставляли письма на передовую.

Кроме самых что ни на есть настоящих серых военных треугольничков, черно-белых фотографий и номеров газеты «За образцовый почтамт», здесь разместились военно-полевые сумки-«планшетки» с отделениями для карандашей и компаса, литые черные телефоны без дисков, массивные чемоданчики мини-радиостанций с грозной предупреждающей надписью «Помни! Противник подслушивает!», а также огромный черный дерматиновый баул для перевозки военной почты со вставленными по краям железными кольцами, застегивающийся с помощью металлических скрепок.

Отрадно созерцать раритеты, но гораздо сильнее трогают памятные предметы века минувшего. Непоколебимая дубовая стойка, подставка с чернильницами, стальные перья, пресс-папье и увесистые молотки для отстукивания штемпелей, деревянный почтовый ящик с гербом СССР: все из старой обстановки Моспочтамта. Даже фрагмент чугунной позолоченной решетки имеется.

В ряд на стене – почтовые ящики разных возрастов, начиная с 1940-х до нашего времени: закопченный, со щелками – военных лет, со словечком «POST» – для иностранной корреспонденции, крикливо-желтый из 1980-х с надписью крест-накрест «Спортлото» – для лотерейных билетов. Рай для ностальгирующей публики: аппараты 1960–1970-х годов для продажи конвертов, открыток, марок и даже сувениров. Ну, а для любителей экзотики – пожалуйста, трехметровый портрет Ленина, целиком составленный из почтовых марок 1966 года, выпущенных к XXIII съезду партии.

Нынешнюю экспозицию музея начали собирать в середине ХХ века. Доставка писем на фронт превращалась в титанический труд.
В советское время автоматы для продажи газет были куда популярней, чем сейчас. Солдатские письма-треугольники – дань памяти о Великой Отечественной войне.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вышла аудиокнига по роману «Каффа»

0
194
Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
6402
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
3506
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
4104

Другие новости