0
1108
Газета Акцент Интернет-версия

13.12.2005 00:00:00

Три царя, Смерть и Антипка

Тэги: вертеп, рождество


В дореволюционной России вертепные театры были важной частью рождественской традиции, они пользовались популярностью на Украине, в Белоруссии, на юге России, а также в Сибири, куда, как считается, их завезли переселенцы. И только в двадцатые годы прошлого века рождественские мистерии были полностью уничтожены как религиозный пережиток.

 

Шопка с Украины

 

Точно неизвестно, как первые рождественские вертепы появились собственно на Руси. Традиционно считается, что это итальянское изобретение пришло к нам через Польшу. Впрочем, сто лет назад Иван Франко доказательно изложил, что на самом деле вертепами мы обязаны Украине, и никто пока его доводов решительно не опроверг. На Украине, как и в Белоруссии, вертеп именовали бетлейкой или батлейкой (от слова Вифлеем), а также на польский манер шопкой.

Как бы то ни было, первые достоверные сведения о русском вертепе относятся к XVI веку – в селе Ставищи был найден вертепный ящик, датированный этим временем. Он походил на небольшой шкаф с двумя створками, а внутри, за ними, во время Святок разыгрывались мистерии на тему Рождества.

 

Три яруса чудо-ящика

 

В отличие от итальянских наши куклы шевелились: они крепились на специальных стержнях и двигались по специальным прорезям так ловко, что зрителям казалось, будто игрушки все делают сами. От количества и конфигурации этих прорезей зависел и характер мизансцен, и количество героев, которых можно одновременно вывести на сцену.

О том, сколько было ярусов в чудо-ящике, спорят до сих пор. Белорусская батлейка, по мнению исследователей, точно была двухъярусной, а русский вертеп одноярусным – из-за этого все действа происходили в одних и тех же декорациях. С другой стороны, сохранились свидетельства, что дошедшие до нас экземпляры – всего лишь редуцированная форма. А изначально ярусов было три. На верхний помещались Вифлеемская звезда и ангел, на среднем происходило основное действие, а в нижнем располагались ад и дворец царя Ирода. В одноярусном вертепе символика выстроена по горизонтали: Святое семейство – справа, ад – слева.

 

Скороход и бандура

 

Центральное представление вертепного театра – рождественская мистерия, в которой также участвовали ангел со свечой и странная кукла «Три царя»: три коронованные особы соединены вместе и передвигаются, как бульдозер. Внизу разыгрывались сценки про царя Ирода, а также про царя Максимилиана. После окончания мистерии публике демонстрировались сценки из бытовой жизни, где главными героями были пастушок Антипка, крестьянин, скороход, а также Смерть и Бес. Действо проходило под аккомпанемент сопелок, барабанов, бубнов и бандуры. Позднее прибавилась еще и скрипка.

Но все же главной задачей ящика были рождественские представления, и лишь потом допускались различные веселости. Поэтому приплетать сюда еще и Петрушку с балаганным театром – не совсем верно.

Мистерия больше основывалась на религиозном чувстве, на стремлении прикоснуться к тайне. Здесь игра озвучивавших представление актеров была не так уж важна, тем более что куклы находились на стержнях и были довольно-таки статичны. А Петрушка – уже профессиональный лицедей, кукла, которая должна постоянно двигаться. Чтобы управлять им, одних эмоций было недостаточно, требовались еще и серьезные навыки кукловода.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1560
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
975
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
696
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
962

Другие новости