Итальянские художники частенько переносили библейские события в стены родного города.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Атмосфера Рима XIX столетия воссоздана до мелочей. Трехэтажный дом с черепичной крышей, вверх уходит узкая улочка. На первом этаже дома трактир: за столом сидят посетители, перед ними на тарелочках мясо. У входа танцует девица, монашки почтительно смотрят на швейцарских гвардейцев в ярко-алых одеждах. Только и монашки, и завсегдатаи трактира – ростом с палец.
Это не кукольный домик. Это вертеп, или, как принято говорить на языке оригинала, «презепе» – то, без чего жители Апеннинского полуострова не представляют себе Рождества. Познакомиться с древней итальянской традицией можно на открывшейся 9 декабря выставке в музее храма Христа Спасителя, где представлено 19 вертепов – от XIV века до современных – из разных областей Италии.
═
Криппе и начименто
═
«Презепе» переводится как «ясли, кормушка для скота» и обобщенно означает место Рождества Христова. А вся эта многофигурная композиция с детальными декорациями призвана изображать события библейской истории: само Рождество, поклонение пастухов (реже – волхвов) и обстановку постоялого двора – того, где не нашлось места Марии и Иосифу.
Сооружение вертепов – самая трогательная в мире рождественская традиция, появившаяся в Италии. Там они называются презепе, во Франции – креш, в Англии – криб, в Германии – криппе, в Испании – начименто. Обычно в европейских странах во всех семьях готовятся к Рождеству заранее: покупают фигурки (или делают сами), мастерят пещеру, клеят на небо звезды – так, чтобы уже к середине декабря все было готово. Только ясли остаются пустыми. Младенца в них кладут ровно в полночь 25 декабря.
И здесь уже не важно, соответствует ли все исторической правде или нет. В этом и чудо – для каждого Рождество происходит здесь и сейчас, поэтому совсем неудивительно увидеть презепе со скалистыми горами или маленькими городками.
═
Приготовить ясли, принести сена
═
Начало традиции положил «самый итальянский» святой Франциск Ассизский. В ночь Рождества 1223 года в пещере Греччио перед большим скоплением верующих он устроил первое рождественское представление. Велел приготовить ясли, принести сена, привел быка и осла и отслужил мессу.
В дальнейшем, с распространением ордена францисканцев во всей Италии, ни одно Рождество больше не обходилось без таких фигур и декораций из различных материалов. Сначала презепе делались исключительно для храмов и были довольно велики в размерах. Именно к этому виду относится скульптурная композиция, выполненная Арнольдо ди Камбио в 1289 году, которая находится в церкви Санта Мария дель Фиоре в Риме.
Впоследствии презепе полюбили иезуиты – они считали, что такое наглядное изображение будет только способствовать укреплению веры. В XIV–XVI веках изготовлением вертепов стали заниматься мастера и ремесленники, а не только монахи. Презепе изготовливали из дерева, фигуры стали меньше, а одеяния для них делали из ткани. А для большей убедительности всем персонажам вставляли стеклянные глаза.
А настоящего расцвета мастерство презепе достигло к XVII веку, когда причудливые декорации и многофигурные композиции перебрались из храмов в дома знати и стали считаться предметом роскоши.
═
Смешались в кучу люди, кони...
═
Пожалуй, самые роскошные из итальянских вертепов – неаполитанские. В XVIII столетии благодаря меценатской деятельности Карла III Бурбона культурная жизнь Неаполя оживилась, что нашло свое отражение в оформлении презепе. Достаточно только взглянуть на одежды персонажей, украшенные тонкой вышивкой, золотом и серебром. Сцена поклонения волхвов выглядит экзотично – сплошь арапы в роскошных восточных нарядах. Но самое сильное впечатление производит постоялый двор и рынок, где смешалось все – торговцы, военные, попрошайки и мошенники.
Завершают картину многочисленные яства: миниатюрные фрукты, зелень, рыба, мясо выглядят совсем как настоящие. Большая часть неаполитанцев жила очень бедно, почти впроголодь, но считалось, что созерцания такого рода презепе доставляло им необычайную радость, означало победу над суровыми буднями.
Неаполитанские презепе отличаются строгой системой символов. Здесь обязательно присутствуют такие элементы, как грот – граница между светом и тьмой, мост как знак перехода, река (она одновременно символизирует рождение, крещение, а также смерть) и постоялый двор (он обозначает не только достаток, но и обобщенный образ человеческого равнодушия). Святое семейство обычно изображалось на фоне разрушенного языческого храма, и бедность обстановки, их окружавшей, контрастировала с остальным пестрым хаосом.
═
Замерзший Дженайетто
═
Другой интересной школой презепе является сицилийская. Эти вертепы очень лаконичны и не так декоративны, как неаполитанские. Изначально все фигуры вырезались из дерева, но потом стала применяться особая техника «a cachet»: мастера вымачивали полоски полотна в растворе гипса и клея, затем красили их и прикрепляли к манекену так, что они создавали эффект драпировки. Этот способ давал возможность более детально разрабатывать персонажей, потому что вырезать по дереву каждую складочку на одежде не всегда было благодарным занятием. В XVIII веке появились глиняные презепе, а потом в ход пошли экзотические материалы: кораллы, слоновая кость, воск, морские раковины, алебастр.
Сицилийские презепе примечательны наличием необычных персонажей, которых придумал Джованни Матера. Здесь присутствовал Всевышний – он изображался в виде седовласого старика с летящим голубем на одежде и треугольником над головой. Также обязательно был включен в действие «испуганный юноша» – обычно он даже закрывал лицо руками, пораженный происходящим. У огня грел руки старик в капюшоне, которого называли Дженайетто. Но самым любимым из второстепенных персонажей был и остается «юноша, вынимающий шип из ноги» – мастера не жалели сил и изображали бедолагу в самом комичном виде.