Отечественные арфы очень похожи на американские – только отделка победней.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
-Ольга Георгиевна, вы помните свою самую первую арфу?
═
– Конечно. Это была маленькая французская арфочка Erard. Когда я начала учиться, мне было десять лет. Тогда я была единственным ребенком, который играет на арфе. О! Я выходила в Большой зал – вот такой «шпингалет» в плиссированной юбочке, матросочке. И играла концерт.
═
– Но сейчас арфисток стало больше?
═
– Не так чтобы очень. Самое большее – девять человек в классе.
═
– Чем это объясняется?
═
– Это очень дорогой, очень трудный инструмент. И очень тяжелый: арфа весит 40–50 килограмм. Попробуйте только прислонить ее к себе. Нелегко! А еще надо играть на струнах, нажимать на педали┘
═
– А почему практически нет мужчин-арфистов?
═
– Все-таки это женский инструмент. У меня за все годы преподавания учились всего четыре мальчика. Кстати, многие мужчины, которые обучались игре на арфе, потом становились композиторами и, надо сказать, прекрасно сочиняют для арфы. Дело в том, что те композиторы, у которых только приблизительные представления о технике игры, нередко пишут очень неудобно. Нам приходится мучиться.
═
– На каких арфах играли в вашей семье?
═
– Ксения Александровна Эрдели, моя тетя и мой учитель, играла сначала на французской Erard, а потом, в 1902 году, купила американскую арфу. Erard в том виде, в котором она существует сейчас, появилась в 1815 году. Потом фабрика в Америке Lyon Helly тоже стала выпускать арфы. Та французская, конечно, очень красивая была. Но по сравнению с американкой она проигрывает – и механика хуже, и дерево. Послушайте, какой здесь звучище! (Играет.) Но в начале ХХ века все в основном играли на французских. Ксения Александровна единственная имела возможность купить американку. И за эту арфу она заплатила две тысячи золотом. Это было очень дорого!
═
– А в советское время играли в основном на ленинградских арфах?
═
– Заметьте, они появились только в 1948 году, когда на Ленинградской фабрике щипковых инструментов имени Луначарского было организовано производство арф. И Ксения Александровна совершила героический поступок – она отдала им свой инструмент, чтобы его разобрали на части, изучили все устройство и по этому образцу создали советскую арфу.
В комнате были разложены простыни, куда в строгой последовательности выкладывались детали. Все фиксировалось на бумаге. И самым радостным моментом, как рассказывала Ксения Александровна, было то, что потом инструмент удалось собрать обратно.
═
– Выпуск первой советской арфы, вероятно, был не менее радостным событием┘
═
– Конечно. Но первая арфа, сделанная на фабрике Луначарского, была очень тяжелая, сплошь белая, с «бараньим рогом». У нее была восьмая педаль, которая управляла демпфером – это специальное приспособление, которое глушило гудение струн. И еще вместо короны ее украшало изображение красноармейца! Потом, конечно, все изменилось. Ленинградские арфы считаются очень хорошими. Очень жаль, что сейчас фабрика закрылась.
═
– Где же сейчас ваши ученики покупают арфы?
═
– Когда они учатся, обычно консерватория дает им инструмент. Арфа очень дорого стоит. В среднем около 30 тысяч долларов, а то и больше. Например, одна моя ученица, которая сейчас работает в Мариинском театре, купила арфу за 58 тысяч долларов. А в основном ищут по объявлению, подержанные.
═
– Но в идеале лучше покупать новую?
═
– Считается, что да. Но бывают и очень хорошие старые инструменты, с роскошным звуком. Мне арфа досталась по наследству от Ксении Александровны. Практически все записи она на ней сделала. Это американка Lyon Helly, очень красивая: корона, позолота, цветочки. Прекрасная арфа!
Существует очень много фабрик. Кто-то предпочитает одну фирму, кто-то другую, это очень индивидуально. Есть итальянская Salvi, например, – она, с моей точки зрения, хуже по звучанию. Тут сложно что-то советовать, у каждого ведь свои уши.
═
– Как правильно ухаживать за арфой?
═
– Как? Пыль вытирать. А так ничего специально мы с ней не делаем. Арфы-то не надо смазывать. А все остальное: замена вилочек, обмотки на педалях, настройка – это все мастер должен делать. Арфа – это же очень сложный механизм. Наш мастер окончил консерваторию, играет в Кремлевском симфоническом оркестре.
═
– Когда вы ездили на гастроли, как перевозили арфу? Это сложно?
═
– Сложновато┘ Я столько поездила. На Камчатке была, в Южно-Сахалинске, в Италии, в Арабских Эмиратах, во всей Европе. В поезде берется СВ-купе, для арфы покупается билет, как на человека. Я детально разработала эту систему: как путешествовать с арфой и куда ее крепить в вагоне, чтобы она не упала. А в самолете ее просто кладут на сиденье. Только надо обязательно привязать ремнем. Самое страшное – когда инструмент падает плашмя. Обычно, когда мы ехали на гастроли всем оркестром, с нами отправляли двух рабочих. Они помогали переносить инструменты. Попробуйте, оторвите ее от земли. Что? Не очень получается? А много лет назад у нас был один рабочий, который носил всем арфу. Хороший такой человек, он прямо в консерватории жил.
═
– Какими качествами должен обладать арфист?
═
– Ничего специфического нет. Как и любой другой музыкант – талантом в первую очередь.
═
– Может быть, к рукам предъявляются особые требования?
═
– Желательно, чтобы были подушечки на пальцах. Есть конечно, и худосочные пальчики – у них поменьше будет звук, не такой богатый. Ни в коем случае нельзя иметь длинные ногти. Как же тогда руку ставить?! Даже так немножко можешь ногтем зацепить – от волнения, например.
А кольца можно носить, я вот, когда играю, их не снимаю. Знаю, многие перестраховываются – у них на руке обручальное только остается, оно не мешает. Вообще кольцо с камешком лучше снять – им как раз можно при игре задеть струну.