Сотрудники магазинов, торгующих винтажными японскими нарядами, не всегда знают о том, что и мужчины, и женщины запахивают кимоно только на правую сторону.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Японцы и японки периода Яёй (V век до н. э – IV век н. э.) щеголяли в шелковых и конопляных нарядах под названием «кину». Это были длинные, перехваченные поясом рубашки с рукавами, подвязанными у запястий и локтей. Мужчины надевали к ним свободные штаны «хакама», а женщины – распашные юбки «мо».
Именно в эту эпоху началась активная торговля Японии с Китаем и другими странами. Японцы заимствовали у соседей образцы их национальной одежды. Китайская мода была настолько сильна, что ношение чиновниками «мешковатых одеяний с высокими разрезами с двух сторон» было установлено законом.
Под влиянием японского характера, культуры и климата чужеземные наряды постепенно менялись. В VIII веке, с переездом императорского двора в новую столицу Хэйан (Киото), в противовес иноземной моде появился многослойный стиль «кокуфу». Мужчины носили длиннополые одеяния «сокутай» с широкими рукавами, а женщины облачались в целый каскад из кимоно: одно кимоно надевалось поверх другого так, чтобы из-под верхней одежды выглядывали краешки всех нижних слоев.
Потом власть перешла от аристократии к военному сословию, и на первом плане очутился боевой костюм самурая. Появилось много новшеств: например, кофта «хаори» и носки «таби». Суровые вояки диктовали аскетичный стиль одежды. Они же выработали новый эстетический принцип – видеть красоту невзрачного, а также формулу «Безупречный вид – безупречный дух».
XVII век стал поистине золотым веком кимоно. Оно стало универсальной одеждой. Простота покроя этого прямого халата без застежек, воротников и прочих лишних деталей восполнялась красотой и многообразием наносимого орнамента.
Простым японцам-горожанам запрещалось иметь одежду из тканей яркой расцветки. Однако они выходили из положения, подшивая старое потертое кимоно пышной парчовой подкладкой или надевая под него штуки три богатых и дорогих.
В XVII веке возникла новая эстетика, проповедовавшая изысканность и элегантность. Она породила новый вариант одежды – ансамбль из нескольких кимоно, подвязанных поясом.
В конце XIX века в Японию мощным потоком хлынула европейская культура. Практичный западный костюм оттеснил кимоно на задний план, и оно превратилось в парадное платье, надеваемое по особо торжественным случаям.
Нынешние японцы не обделяют кимоно своим вниманием. Под Новый год девушки вытаскивают из сундуков нарядные, яркие кимоно, обшитые мехом. Кимоно принято также надевать на официальную церемонию в День совершеннолетия, на свадьбу, на церемонию чаепития или занятия икебаной. В марте в городских парках можно увидеть выпускниц вузов в светлых однотонных кимоно и темных «хакама» (широкая складчатая юбка-брюки), надетых по случаю получения диплома.
═
Какие кимоно можно купить в Москве?
═
Товар |
Стоимость (долл. США) |
Современные кимоно (размеры 42–50) | |
Кимоно из искусственного шелка ⌠Юмэ■ кремовое |
100 |
Кимоно из искусственного шелка ⌠Сэнсу■ цвета морской волны |
100 |
Кимоно из натурального шелка ⌠Emperor’s bride■ цвета ирисов |
190 |
Кимоно из искусственного шелка с вышивкой ⌠Буси■ (самурай) черное, темно-синее |
130 |
Хлопчатобумажное кимоно ⌠Отоко■ |
110 |
Винтажные и раритетные кимоно | |
Томесоде для гейши ⌠Осень■. Шелк, техника юдзен, рисунок кистью, золото. Первая половина ХХ века |
1000 |
Парадный мужской пояс с хризантемами. |
455 |
Шелковая парча, ткачество. 1930–1940 гг. Шелк Кинся Тиримен, техника юдзен, ручной рисунок, вышивка. 1850–1880 гг. |
890 |
Фестивальное кимоно с гербами и иероглифами. Хлопок, техника ката. Середина XIX века |
1120 |
Шелковое кимоно на шелковой подкладке с рисунком из цветов и восьмиугольников. 1930-е гг. |
395 |
Шелковое кимоно для молодой девушки (фурисодэ). Вышивка и ручная роспись в стиле юзен. 1920-е гг. |
690 |
Праздничное шелковое кимоно-цукесагэ. Сине-фиолетовое женское шелковое кимоно с ручной печатью и росписью в виде цветов на шелковой двухцветной подкладке. 1960-е гг. |
495 |