0
4033
Газета Акцент Интернет-версия

02.08.2005 00:00:00

Минареты у «Олимпийского»

Тэги: мечети, москва, история, асадуллин


мечети, москва, история, асадуллин Фарид Асадуллин: 'Москва всегда была и третьим Римом, и второй Меккой'.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

-Когда в Москве появилась первая мечеть?

 

– Чтобы ответить на этот вопрос, надо иметь представление о российской истории. В период, когда Москва в XIV веке входила в состав Золотой Орды, социальная престижность всего татарского, а стало быть, связанного с исламом, носила едва ли не абсолютный характер. На Западе Москву называли «Татарской Московией». И любой путешественник обращал внимание на то, что здесь очень много восточного колорита – об этом пишет, кстати, Максим Грек, на это есть соответствующие ссылки и у историка Худякова. И вся топография современной Москвы – татарско-золотоордынская. Балчуг, Арбат, Таганка, Кадашевские улицы, село Татарское (нынешнее Крылатское), Ордынка, Китай-город – все эти названия говорят сами за себя. Восток зримо и незримо присутствовал во всех сферах общественной жизни, в быту москвичей. Думаю, тогда в принципе не было проблем с возведением мечетей стационарных либо временных, шатровых.

 

– Но документальных свидетельств тому не сохранилось?

 

– Они относятся к XIX веку. В частности, в середине XIX века академик Броссе делал раскопки в Кунцеве и обнаружил остатки культового сооружения, датируемого XVI–XVII веком. Рядом находился погост, и на надгробных плитах оказалась арабская вязь – цитации из Корана. Плюс к тому здание было четко сориентировано на юг. У Броссе родилась тогда гипотеза, впоследствии им доказанная, что это был мусульманский храм, возможно, спустя какое-то время переоборудованный в православный храм или что-то другое.

Российская история была полна неожиданных изломов, и когда при Алексее Михайловиче был окончательно сделан выбор в сторону реализации идеологемы «Москва – третий Рим», конечно, ни о какой другой религии, кроме православия, речи уже не было. Тем не менее Москва, как стольный город, продолжала очень тесно взаимодействовать со странами Востока, с Крымским ханством, с Персией, Турцией, позднее со среднеазиатскими ханствами, с Кавказом, поэтому присутствие мусульманских послов было некоей постоянной величиной в общественной жизни. И я склонен считать, что, даже когда реализовывался план «Москва – третий Рим», находившиеся в Москве мусульманские послы совершали здесь богослужения на национальных языках, исходя из требований ислама.

 

– И тем не менее: первая московская мечеть?

 

– Татарская слобода, что в Замоскворечье, была первым градообразующим этнопоселением в Москве. Думаю, там всегда была возможность исполнять свои религиозные обязанности – вероятно, это происходило в домах живших там состоятельных татар. Потом, в конце XVIII века, было построено деревянное сооружение – оно или сгорело, или пришло в негодность. В 1805 году впервые стал вопрос о том, чтобы градоначальник Беклемишев обратил внимание на требования татарской части населения и разрешил построить им свой храм.

Уфимский муфтий (центр российской мусульманской религиозной жизни располагался тогда в Уфе) специально приезжал, чтобы согласовать условия строительства с московскими властями. Власти сначала вроде бы отнеслись к просьбе благосклонно, но потом Митрополит Московский Платон высказал сомнения в правильности строения иноверного храма. Вопрос был отложен, и к нему вернулись уже после окончания Отечественной войны 1812 года, после изгнания Наполеона. Исламские каноны говорят, что любовь к родине – это часть твоей религии, и, по существующей версии, Александр I оценил героизм татарских полков, прошедших всю Западную Европу, и разрешил мусульманам иметь свою мечеть в Белокаменной. Тем не менее настоящее строительство мечети было начато только в 1850-е годы, и только в 1881 году, когда в Москве был построен храм Христа Спасителя, мусульмане получили возможность впервые переступить порог своей мечети. Но и тогда власть ставила препятствия – запрещалось иметь минарет, чтобы не вызывать волнений среди православных. Однако мечеть с минаретом была построена.

 

– А Соборная мечеть?

 

– К началу ХХ века в Москве проживало около десяти тысяч мусульман, что было связано с активными миграционными процессами. Это была уже совсем другая генерация московских мусульман – социально мобильная группа активных людей, которые вели свой промысел, держали магазины, вели торговлю хлопком, пушниной, кожей, учились в светских учебных заведениях. Сюда входили касимовские купцы Шеринские, Ерзины, Акчурины – они довольно быстро нашли общий язык с городскими властями.

Землю на Выползовской улице – примерно 1 гектар – выкупила группа мусульман, затем была оформлена дарственная в пользу Магометанского духовного собрания. Потом последовало обращение муфтия к властям, и великий князь Сергей Александрович в 1903 году дал разрешение на строительство новой мечети. Она была построена в рекордно короткие сроки: разрешение было дано в конце весны, а уже в ноябре здесь шли богослужения. Здесь же в годы Первой мировой войны собирали пожертвования в пользу фронта.

 

– Что происходило с этими мечетями в советское время?

 

– Московская соборная мечеть осталась единственным мусульманским храмом, который не был ни разрушен, ни превращен в военкомат или что-то подобное. По моей догадке, сталинский режим, особенно после принятия Конституции 1936 года, нуждался в зримых примерах того, что с веротерпимостью в Советском Союзе все в порядке.

 

– А мечеть на Большой Татарской?

 

– Старая мечеть была уже к тому времени закрыта. Ее в середине 1930-х экспроприировали, сначала там был военкомат, потом типография, и к 1990 году, когда Гавриил Попов заговорил о том, что мусульманам нужно вернуть эту историческую реликвию, она представляла собой ужасное зрелище. Я видел это своими глазами: за семьдесят лет она пришла в негодность, в 1967 году снесли минарет. И когда ты смотрел на здание со стороны, ничего не напоминало о том, что это мечеть.

К 1991 году было решено вернуть первую по времени московскую мечеть мусульманам, к тому времени здесь уже очень активно работали посольства многих арабо-мусульманских стран. Турецкие строители и спонсоры из Саудовской Аравии очень быстро, в течение года провели реконструкцию.

 

– Я правильно понимаю, что до середины 1930-х богослужения в мечети на Большой Татарской все же совершались?

 

– Да. После революции, пока не начались первые безбожные пятилетки, несмотря на тяготы военного коммунизма и НЭПа, власть, видимо, держала в голове сценарий мировой революции, а тогда арабо-мусульманский мир – это был мощный революционный ресурс. Очень важно было найти себе идеологических союзников против британского колониализма, и Россия разыгрывала свою геополитическую карту. На Пушкинской площади, недалеко от нынешнего кинотеатра «Россия», был Коммунистический университет трудящихся Востока, где готовили революционные кадры, которые потом делали революции на местах – от Бухары до Кабула.

 

– Сколько сейчас в Москве мечетей?

 

В течение следующих трех лет облик Московской соборной мечети кардинально изменится. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)– Шесть. В середине 1990-х годов встал вопрос о том, чтобы на Поклонной горе в ознаменование пятидесятилетия Победы и 850-летия Москвы построить комплекс из мечети, православного храма и синагоги. Эту мечеть, а также еще одну сунитскую мечеть в Отрадном ввели в строй практически одновременно, осенью 1997 года.

Затем на улице Новаторов силами иранского посольства была построена шиитская мечеть. Еще одна шиитская мечеть построена в Отрадном по соседству с первой. Идут разговоры о строительстве новых мечетей в столице, но сейчас приоритетом является реконструкция Соборной мечети.

 

– Отдельные группы живущих в Москве мусульман имеют свои предпочтения в отношении определенных мечетей?

 

– Москва всегда была и третьим Римом, и второй Меккой. Сейчас по количеству мусульман, живущих в Москве (около полутора миллионов человек) она перегнала Мекку. Помимо автохтонов – татар, башкир, выходцев с Северного Кавказа, сейчас в Москве есть большая община афганцев, иранская колония, очень активная колония арабских студентов и бизнесменов, не говоря уже о выходцах из среднеазиатских государств. Существующих мечетей слишком мало для того, чтобы позволить всем совершать богослужения, поэтому многие мусульманские общины арендуют для этого специальные помещения, офисы – каноны ислама это позволяют.

Азербайджанцы, в силу того, что они в подавляющем своем большинстве шииты, собираются в Отрадном – там есть специальная шиитская мечеть, собираются на улице Новаторов, где иранское посольство построило мечеть. Но жесткой привязки к определенному месту нет. Любая мечеть – храм Божий, поэтому у нас в пятницу рядом с татарским дедушкой увидите и молодого парня из Узбекистана или Таджикистана, студента из Чечни или Бангладеш.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1289
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1023
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1006
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1248

Другие новости