Если раскрыть любую газету рекламных объявлений, в рубрике «Животные» непременно будут объявления вроде «Усыпление животных. Быстро. Безболезненно. Недорого», «Эвтаназия для животных с выездом на дом». То же и в интернете: «VIP-ритуальные услуги для животных», «Бережно хороним ваших любимцев». Российский рынок, связанный с оказанием ветеринарных услуг и захоронением домашних животных, сейчас переживает период бурного и неконтролируемого роста.
Необратимый сон
По закону, владелец имеет право распоряжаться жизнью животного, которое является его имуществом, – с оговоркой, что усыпление будет произведено специалистом с применением гуманных методов. Причины усыпления могут быть разными – неизлечимая болезнь, причиняющая мучения животному и тем, кто его окружает, неконтролируемая агрессия (это особенно актуально для собак бойцовых пород). Приводят на усыпление животных, совсем одряхлевших от старости, а также молодых и здоровых, которые просто стали не нужны своим. Как правило, в последнем случае ветеринары стараются переубедить владельца, предлагают отдать собаку или кошку в приют, но если тот настаивает на своем, ветеринар обязан выполнить его волю, сделав животному инъекцию специального препарата.
Впрочем, как выясняется, подавляющее большинство фирм и клиник, предлагающих услуги по усыплению животных, делает это нелегально. Ситуацию комментирует Елена Ведехина, начальник Бабушкинской участковой ветеринарной лечебницы (Хибинский проезд, 22): «Официально в Москве усыплять животных имеем право только мы, Московская ветеринарная станция на улице Юннатов, 16, и расположенная по тому же адресу клиника «Витус+». Мы не имеем права разглашать название препарата, которым проводится усыплению, но могу вас заверить, что он действует безболезненно. Коммерческие фирмы, предлагающие эвтаназию животных, использовать этот препарат права не имеют. Он хранится у нас в сейфе, который находится под наблюдением сотрудников вневедомственной охраны».
Клиники, нелегально занимающиеся усыплением, тоже не торопятся раскрывать названия используемых ими медикаментов, обычная отговорка: «Нууу, это такой сложной коктейль, неспециалист не поймет, но все безболезненно». За услуги по усыплению в таких клиниках обычно берут раза в полтора-два больше, чем в государственных учреждениях, при этом нужно иметь в виду, что частная фирма не гарантирует вам ничего. Даже собственно усыпления. Рассказывает Вероника Баратова из клиники «Обзор ЗОО»: «Если к таким врачам приводят на усыпление здоровое животное, ему вполне могут вколоть наркоз, животное заснет, владелец посчитает, что животное мертво, а его на самом деле могут продать, скажем, для тренировки бойцовых собак, на лабораторные опыты или в корейский ресторан».
Зола неведомого происхождения
После усыпления труп животного должен быть утилизирован. В клинике не имеют права выдать его обратно владельцам – он теперь относится к категории биологических отходов и подлежит утилизации. Трупы складируют в морге (морги есть только на улице Юннатов и в Бабушкинской лечебнице), а потом отвозят на санитарно-ветеринарный завод «Эколог», расположенный в Люберцах, где их сжигают в общей топке вместе с павшим скотом и «отработанными» лабораторными крысами. Практически все фирмы, предлагающие кремацию животных, на деле тоже имеют договор, заключенный с «Экологом», и свозят трупы туда же. Посчитать, какую выгоду получает фирма, можно, сравнив расценки «Эколога» за утилизацию 1 кг биологических отходов (12 руб. 75 коп.) с той суммой, которую берут с владельцев. Важно еще и то, что за кремацию деньги взимаются «поголовно» – то есть за одно животное определенной весовой категории, а на «Эколог» трупы сдают по весу – образовавшийся люфт тоже играет роль.
Предлагаемая некоторыми «индивидуальная кремация» с выдачей безутешному владельцу урночки с пеплом любимца (услуга обходится значительно дороже, чем «общая») – не что иное, как миф, в этой урне при самом оптимистичном раскладе будет зола неизвестного происхождения. Есть, впрочем, еще один вариант – так называемая «кремация в вашем присутствии». Предприимчивый ветеринар Александр Карпенко установил в Зеленограде небольшую кремационную печь, и если владелец одержим идеей получить на руки дорогой его сердцу прах, то он может лично приехать, осмотреть печь, убедиться, что она пуста, и наблюдать, как труп его любимца в нее загружают. Многие, говорят, этого зрелища не выдерживают и падают в обморок.
Бывает, правда, что останки животных, усыпленных в коммерческих клиниках, не доезжают до Люберец – взяв с хозяев деньги за кремацию, недобросовестные ветеринары просто подкидывают мешки с трупиками на ту же улицу Юннатов, где их чуть не каждый день находят сотрудники Мосветсанции.
Где похоронить Барсика
Если животное усыпили в клинике и сделали это в соответствии с законом, то память о нем остается только в сердце хозяина – судьба праха зависит от завода «Эколог». Если умерло своей смертью или хозяин кремировал животное в зеленоградской печке, то труп или урну нужно где-то захоронить. Некоторые делают это на дачных участках, некоторые – в тихом лесочке. Нужно только иметь в виду, что вы не имеете права закопать труп в городе – это нарушение санитарных норм и за это положен штраф (дело в том, что могилу могут разрыть собаки или играющие дети, а трупные яды способны проникнуть в грунтовые воды). Если какая-либо фирма предлагает захоронить урну или труп на кладбище домашних животных – это опять нелегально, таких кладбищ на данный момент в Москве и Подмосковье нет.
Первое официально разрешенное кладбище домашних животных, рассчитанное на 17 тысяч «единиц хранения», откроется у нас в сентябре этого года, перед Днем города. Расположено оно будет в Куркино, на Машнинском шоссе, и будет включать в себя колумбарную стену, парковую зону (где урны будут захораниваться в подобии маленьких могил и отмечаться надгробиями), ритуальный зал для прощания с телом четвероногого друга под тихую музыку, а также ветлечебницу и гостиницу для животных – все вместе будет называться «Центром комплексных услуг для домашних животных». Второй комплекс, вместимостью вдвое больше, откроют в Косино к 1 января 2007 года. Николай Раров – директор ЗАО «Экологически чистая природа», которое занимается строительством комплексов, на вопросы отвечает уклончиво – мол, их услуги будут доступны всем категориям населения, а срок хранения урны с прахом животных будет оговариваться в договоре, заключаемом с владельцем.
Ветеринар не вправе оспаривать волю владельца. |
Пока что Тузиков и Барсиков в России по большей части хоронят именно так. |
Обычная схема усыпления: сначала наркоз, потом препарат, останавливающий работу сердца и легких. | Для неизлечимо больных животных это избавление от страданий. |