Нет ничего мрачнее русской природы.
Фото Евгения Юфита. Фото предоставлено Галереей актуального искусства RuArts
В Москве открыта первая персональная выставка Евгения Юфита. В Галерее актуального искусства RuArts представлены его фотографии, и там же крутят его старую ленту «Серебряные Головы» (1998). А в клубе «Сине фантом» прошла премьера его нового фильма «Прямохождение».
Евгений Юфит? А-а, некрореалист, – вспомнит, пожалуй, киноман. И ошибется, потому что Юфит давным-давно ушел от «параллельной» стилистики и стал «большим» режиссером.
«Прямохождение» – это вполне нормальная история про психическую болезнь. С протагонистом (это художник) и антагонистом (это жена художника), другом героя (это деревенский идиот) и врагом героя (это городской академик). Художник хочет приспособить под мастерскую старый дом своего отца (папаша давным-давно сгинул без следа), но в подвале обнаруживает следы его бурной научной деятельности. Отец ставил опыты по скрещиванию человека и обезьяны.
Юфита пора отправлять на большой экран. Нет у него больше ярких сцен извращенной сексуальной страсти (как, например, сцена спаривания женщины с деревом в фильме «Серебряные головы»). Нет у него больше визуализованных идиом (как, например, сцена «отбрасывания коньков» в том же фильме – герой становится на ролики, захлестывает петлю на шее, и... поехали). Его фильмы эволюционировали от черного юмора к саспенсу. А саспенс – вполне массовый жанр.
Режиссер изменился, но сохранил главное – свою мрачную образность. Свою способность фиксировать сочные планы, полные такого психического напряжения, которое может оказаться чрезмерным для прямодушного зрителя. Три последние его картины – это истории о секретных экспериментах советских ученых. Но только в последней ленте Юфит достигает наконец настоящего саспенса, то есть переводит статическое напряжение – в динамическое, сюжетное. Теперь уже весь фильм построен на напряженном ожидании худшего. Вся конструкция работает на это ожидание.
Трупаки по-прежнему живут в лесу и высматривают жертву. В ранних опытах мастера их мир был представлен как объективная реальность. Теперь он становится элементом внутреннего психического пространства протагониста. Акцент смещен.
Антропотехника – это теория улучшения человеческой породы. Новые достижения биотехнологии возрождают теорию, давно скомпрометированную нацизмом. Нобелиат Фрэнсис Крик, построивший модель ДНК, мечтал о трансплантации генов гиббона в геном человека. Геном человека расшифрован...
Питерский режиссер Евгений Юфит создал самый актуальный фильм сезона. Фильм о невероятном ухудшении человеческой породы как прямом результате опытов по ее улучшению.