0
1511
Газета Акцент Интернет-версия

08.02.2005 00:00:00

Коллективный Глазунов

Тэги: мдф, выставка


мдф, выставка Звезды нового века. Группа АЕС+Ф на фоне работы 'Последнее восстание'.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Московская биеннале продолжается вот уже вторую неделю. Но пока что интерес простых зрителей к событию невелик. И очереди по выходным вьются только в здание Московского дома фотографии.

Мороз и солнце, день чудесный. Притоптывая ногами, похлопывая руками, обеспеченные москвичи (перед Домом фотографии негде припарковаться) стоят покорно, дыша друг другу в затылки. Чем не чудесная картина общественного интереса к современному искусству?

Кассирша не успевает отпускать билеты. Перед фотографиями Роберта Мэпплторпа не протолкнуться. А монументальное произведение группы АЕС+Ф, на полчаса отгороженное от толпы для того, чтобы творцы запечатлели себя на фоне работы, вызывает такой неподдельный интерес, что на лестнице, ведущей в аесовский зал, возникает давка... Авторы в восторге.

«Последнее восстание» – это новая «эпохалка» АЕС+Ф. Вместе слиты полуобнаженные подростки и военное снаряжение, «голубые города» будущего и костюмированное насилие. Визуальные клише компьютерных игр соединены с «академическими» постановками фигур в духе Семирадского (влияние недавней эпической выставки салонного искусства в Третьяковской галерее видно невооруженным глазом). Их новой работе мог бы позавидовать Илья Глазунов, потому что в «Последнем восстании» спаяны воедино актуальный сюжет и религиозные аллюзии, приемы исторической живописи и принцип коллажа. Всё, как у Глазунова, только вместо живописных фигур использованы фотографические, а вместо живописных интерьеров – «тридэшные». Единственное, что отличает пока этих художников от Глазунова, – самоирония, отсутствие веры в собственное высокое предназначение. Как-никак на дворе XXI век.

Долгие годы русскому искусству не хватало поп-фигур. Тех, кого могла бы полюбить и понять самая широкая публика. Этому не благоприятствовала атмосфера: девяностые годы были временем диктата кураторов. И, пожалуй, единственным итогом нынешней биеннале можно считать утверждение статус-кво середины девяностых: Олег Кулик, Владимир Дубоссарский, Владислав Монро и группа АЕС+Ф (все они представлены на выставке в Московском музее современного искусства) стали поп-фигурами. За что боролись – на то и напоролись. Теперь уже эти художники проходят не по разряду «актуального», а по части «селебритиз», то есть знаменитостей. А поддерживать звездных художников должны звездные залы.

 

Душа требует простора. Инсталляция Александра Пономарева в зале Дома фотографии

Душа требует простора.
Инсталляция Александра Пономарева
в зале Дома фотографии
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Чудо налицо. Старинное здание на Остоженке, этот полуразвалившийся клоповник, усилиями Ольги Свибловой и ее команды превращено в самое популярное из современных московских выставочных пространств. А давно ли в этом доме существовал районный зальчик, где под люстрой Чижевского оживали только сонные зимние мухи? Да нет, лет 15 назад. А давно ли в выселенном подъезде, по соседству, был хипповский сквот? Да нет, лет 10 назад наркоторговцы отрезали там голову какому-то пацифисту. И вот – биеннале приносит очередную порцию посетителей в новый московский выставочный комплекс.

У славы есть своя оборотная сторона. Чем более знаменит Дом фотографии, тем более заметно несоответствие между его славой и техническими возможностями самого помещения. И тем более заметна разница между самими работами и пространством, в котором они представлены. Работа АЕС+Ф явно переросла то помещение, в котором ее выставляют.

Весь пафос новой биеннале свелся, собственно, к тому утверждению, что Москва тоже может быть площадкой для биеннале. И это утверждение настолько очевидно, что остается только поддакнуть и закивать головой: да-да. Но вот конкретных выставочных пространств, заточенных под прием биеннале, в Москве не нашлось. И не лучше ли было не ставить телегу впереди лошади. А начать с того, чтобы отстроить хотя бы одно современное пространство хотя бы для одного успешного музея?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1306
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1497
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1609
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3861

Другие новости