0
1932
Газета Акцент Интернет-версия

03.12.2004 00:00:00

Гений парижской тундры

Валентин Воробьев

Об авторе: Валентин Воробьев - художник и писатель (Париж).

Тэги: хвостенко, память


хвостенко, память Москва встречала Алексея Хвостенко светом софитов и вспышками камер. А проводит – картошкой и самогоном.
Фото Дмитрия Донского (НГ-фото)

Алексей Львович Хвостенко, Хвост, – фигура легендарная. Он начинал питерский авангард с убедительно сделанной песни – «Я говорю вам: жизнь красна в стране больших бутылок. Здесь этикетки для вина – как выстрелы в затылок».

Александр Арефьев, Евгений Михнов, Леонид Ентин, Иосиф Бродский – вот кто был рядом, вот с кем Хвост из искры раздувал пламя свободного творчества.

Скорпион 14 ноября 1940 года родился на границе Европы и Азии, в рядах строителей коммунизма. Весна народов и ненормативная лексика блатного мира с пеленок.

1945 год – «Гитлер капут!», но Ленинград, потрепанный войной и голодом, имел жалкий вид. Он вошел в жизнь Хвоста не силуэтом Петра Первого, а пивными и задворками уголовного царства.

1961-й – Эдик Штейнберг и я ладили выставку в Тарусе с видными толкачами: Пауст (К.Г. Паустовский), Боря Балтер (полковник кавалерии и литератор) и Фрида Вигдорова (педагог и просветитель народных масс). На мне лежала ответственная обязанность кладовщика. Я заведовал «катухом» при доме поэта А.А. Штейнберга, где, как солдаты, стояли картины участников. Там, в кладовке, где я спал, состоялось знакомство с парой питерских битников – Ленька Ентин, Енот (авторитет по блюзу), и Леха Хвостенко (гитара и песни за выпивоном), плюс «чувихи», а значит, четверо без крыши над головой и пешком из Питера – на нашу выставку глазеть и петь. Я не знал, куда спрятать дорогих гостей, и выделил им стог сена, стоявший на лужайке. Питерские артисты обиделись и на вернисаж не явились.

Позднее Хвост в потертых джинсах появился в моем подвале на улице актера Михаила Щепкина, 4, и читал превосходные стихи о Гаврииле Державине.

Хвост – мне: «За мной – нельзя! Мой Бог – бег!»

«Хвост, ты наш баян!» – «Нет, я ваша гитара!»

Мой квартирант Холин знает мою слабость. Не даю взаймы и ненавижу пьяных. Легче взять Берлин, чем расколоть меня на поллитру. Романтический гений Хвоста петлял и бренчал на гитаре вокруг да около. Уж слишком много он пил за чужой счет и не умел зарабатывать деньги, а я ценил это качество в то время.

Вспоминает Хвостенко:

«Каждое утро Холин исчезал изучать пожары, мне же выдавал железный рубль с наказом писать стихи, а рубль пропивать по своему усмотрению. В результате этой художественной и дружеской сделки множество стихов, тогда написанных, бесследно пропало. Сохранилось десять штук, с посвящением моему просвещенному другу».

В 1977-м из артистического подполья России его вынесла на Запад «еврейская волна». Он возился с журнальчиком «Эхо» (четыре номера), нехватка средств и надоело – очень бедствовал, а в 88-м показался с «ненужными вещами», находившими сбыт. Ходили в обнимку Толстый и Хвост. Иногда с Анри Волохонским.

У Франции культ богемы. Питерский битник быстро смекнул, что тунеядец здесь неприкасаем и скват – его родная стихия.

– Хвост – баловень судьбы! – говорил нищий эстет Сергей Есаян, знавший дорогу в скваты. Скват – феномен нашего времени, и России от него не спрятаться. В Хрустальном Дворце творил Хвост, не располагавший постоянным помещением для творчества. Он занял все подземное пространство дворца, разложив инструменты пыток. Из древних досок и обломков кораблей он лепил «объекты» в духе Курта Швитерса. Атмосфера дурдома. Кочевое стойбище. По ту сторону быта. «У нас нынче субботея!»

Попробуй возрази!

В подручных Хвоста ходили питерский портной Матусов и основательно потрепанный жизнью оформитель Савельев. Они строгали, лепили, красили и готовые «объекты» тут же вешали на стенки для всеобщего обозрения. Молчаливый созидатель свои поделки называл «ненужные вещи», предназначенные для украшения богатых квартир.

«Стенгазеты пожарного депо» (Хвост).

Песни Хвоста распевали в тайге и пустыне, однако он не числился «инженером человеческих душ» и, следовательно, считался не поэтом, а тунеядцем. На Западе, куда Хвост спустился «апатридом», русских песен, за исключением «калинки-малинки», никто не пел, а кушать хочется всем. Хвост увлекся изготовлением «ненужных вещей», находивших своих почитателей. Лучшего места для изготовления таких «объектов», чем парижский скват, придумать невозможно.

В «русской тундре» – организованная банда бродячих скватеров – Хвост считался авторитетом. Жили весело и с музыкой. Хвост, используя поэтические связи с Россией, приглашал в скват лучших поэтов и музыкантов страны: Генриха Сапгира, Станислава Льна, Константина Кедрова, сообщество митьки, ансамбль «Аукцыон». К приему именитых гостей собирали настоящий «диссидентский стол» 60-х годов – корыто вареной картошки в мундирах и батарея парижского самогона с лимонными крошками. Концертную программу сопровождала выставка художников, открывших свои норы для всех желающих поглазеть на секреты творческой лаборатории. Отряд избранных!

P.S. Позвонил Толстый – хозяин ночлежки и рабочий человек из спектакля «На дне» (театр Симпозион, режиссер и Лука – А.Хвостенко):

«Леша Хвостенко принадлежал к племени тех, кто на самом деле и есть русское искусство. У него не было никакой специализации и никаких профессиональных условностей цеха. Не всегда социален, часто эгоистичен – но это свойство крупного человека, не вредное для окружающих. Я счастлив был работать вместе с ним в театре. Для большинства людей это литература, драматургия, для Хвоста в театре самое главное – сам театр. Его влюбленность в творчество разбилась о быт. Царствие ему небесное – его место в Пантеоне нашего времени».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1306
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
837
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1578
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1535

Другие новости