В рамках празднования 250-летия со дня рождения Серафима Саровского состоялось временное перемещение мощей угодника Божия из Троицкого собора Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Курск, на родину Преподобного Серафима. Это было сделано по инициативе главы Курской епархии архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия и по благословению Патриарха Алексия II.
В самом Дивеевском монастыре полным ходом идет подготовка к празднику. Заканчивается реставрация Преображенского собора и церкви в честь иконы Казанской Божией Матери, каждый день прибывают паломники. Они едут отовсюду – из Москвы, Сибири, с Дальнего Востока и даже из-за границ, ближних и дальних. Серафимо-Дивеевский монастырь – место чрезвычайно популярное у всех, кто хочет побывать в «святых местах». К Преподобному Серафиму люди едут (а иногда даже идут пешком), преодолевая неблизкий путь – сперва до Нижнего, оттуда – еще около 200 километров до села Дивеево, посреди которого и высится монастырь, основанный в 1788 году.
Сейчас обитель переживает второе рождение, и нынешняя монастырская жизнь, несмотря на всю ее внешнюю архаичность, выглядит очень динамичной и современной. Насельницы монастыря, одетые в черное, снуют от храма к гостинице для паломников, а оттуда – в трапезную, где одновременно можно накормить более ста человек.
Обычная картина для Дивеева – монахиня на велосипеде, спешащая по своим делам. Село большое, пешком не обойдешь, и велосипед – самое распространенное здесь транспортное средство.
Программа празднования весьма обширна, но началось все 20 июля, когда раку с мощами Преподобного Серафима вынесли из Троицкого собора, погрузили в бронированный автомобиль и повезли на аэродром соседнего города Сарова. Это раньше святые мощи несли на руках, крестным ходом. Новый век внес свои коррективы в древний ритуал: самолет поднялся в облака, чтобы спустя час совершить посадку в Курске. Пребывание мощей в городе продлится три дня, после этого их так же, самолетом, вернут обратно в Дивеево, где начнутся торжества по случаю 250-летия одного из самых почитаемых русских святых.
Что «батюшку Серафима» действительно любят и ждут от него помощи или исцеления, можно убедиться, посмотрев на те толпы народу, что стекаются в Дивеево со всех сторон света. Бывшие советские люди, выросшие в атмосфере государственного атеизма, не только обращаются к вере, они жаждут чуда, как дети – подарков. Ради этого они готовы пройти пешком несколько сотен километров или потратить немалые деньги, чтобы добраться до Дивеева, приложиться к мощам святого Серафима и искупаться в дивеевских источниках.
После окунания в ледяную воду, обладающую, как говорят, целебными средствами, паломники, не вытирая мокрых волос, становятся в очередь за «чудесными сухариками», освященными в котелке Преподобного Серафима. Говорят, что они тоже помогают от всех болезней. В это свято верили прадедушки и прабабушки нынешних богомольцев, и теперь возрождение этой древней веры кажется некоторым возвращением в позапрошлый, XIX век, когда жил и творил свои чудеса Серафим Саровский. Но, как нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, невозможно в первозданном виде восстановить прежнюю веру, практически уничтоженную за 74 года советской власти.
Нет уже на Руси юродивых и калик перехожих, хотя нищих и бомжей вполне хватает. Впрочем, в Дивеево их на удивление мало: возможно, это сестры и их трезвая, деятельная жизнь, направленная на служение Богу и людям, постепенно меняют иждивенческие настроения некоторых местных жителей. В таких местах, как Дивеево, монастырь для многих становится прибежищем от серости и скуки провинциальной российской жизни, где вся «пища духовная» – из телевизора, а главный допинг, лекарство и друг от колыбели до могилы – бутылка водки. Те, кто хочет жить по-другому, приходят в монастырь.
Здесь жизнь организована и расписана по часам. Церковные службы чередуются с различными послушаниями, ежедневный труд не дает расслабиться, непрерывные молитвы помогают отпугнуть «нечистую силу». В жизни дивеевских сестер есть смысл, простой и понятный каждому, даже неверующему. Они живут не для себя – для других. Спасаются, служа Богу и помогая людям. И, как бы ни были черны их одежды, они выглядят очень живыми и веселыми людьми, так же как и само Дивеево: большое, немного беспорядочное село, в центре которого по-прежнему стоит памятник Ленину, по декрету которого Серафимо-Дивеевская обитель была закрыта и разграблена. Художник из Ульяновска, расписывающий Преображенский собор, заодно обновил и «Лукича» – земляк все-таки!
Художники здесь на сегодняшний день – важные люди, они заканчивают роспись храма в честь иконы Казанской Божией Матери и Преображенского собора и надеются успеть к празднику. На это же уповает игуменья матушка Сергия и все 400 с лишком сестер и послушниц Дивеевской обители. Ведь к празднику тут ждут важных гостей. Приедут представители администрации Приволжского федерального округа, спонсоры-благотворители, которых не так уж мало. Игуменья матушка Сергия с благодарностью и теплотой в голосе говорит о тех, кто оказал посильный вклад в дело восстановления монастыря. Для нее одинаково важны и те, кто жертвует последний рубль, и такие компании, как «Базовый элемент», которые финансируют масштабные восстановительные работы.
Святая земля Серафима Саровского и в советские времена имела для страны уникальное значение. Бездушный и беспощадный человек – Лаврентий Павлович Берия – выстроил на месте древнего города Сарова секретный город Арзамас-16. С тех пор время здесь словно остановилось. От чистых, аккуратных улиц веет строгостью и аскетизмом. Федеральный центр ядерных исследований, который здесь называют просто «Объект», прославился созданием самого страшного в мире оружия, способного стереть с лица Земли половину человечества. Благодаря этому научному подвигу, уникальным экспериментам советских ученых был сохранен ядерный паритет. И стомегатонная «кузькина мать», которой Хрущев грозил Западу, помогла заморозить противостояние в стадии холодной войны.
Теперь вчерашние враги – американцы поставляют в Саров охранные системы, призванные защитить окружающий мир от ядерной заразы и не допустить второго Чернобыля. Но куда ощутимее здесь дух Преподобного Серафима, который охраняет эту древнюю землю от трагедии.
Здесь, в закрытом от простых смертных городе, хранится и возрождается память о Преподобном Серафиме. На средства благотворителей восстановлена церковь Серафима Саровского, ближняя и дальняя пустыньки, где Преподобный провел много лет, скрываясь от праздных посетителей и мирской суеты.
Пожалуй, сегодня этой суеты вокруг мощей Преподобного уж слишком много. Ищущим молитвенного уединения приходится непросто в атмосфере предпраздничного аврала. Работы не прекращаются ни днем, ни ночью. Только в воскресенье да на престольные праздники художники, строители, реставраторы и их добровольные помощники из числа богомольцев дают себе отдохнуть.
Интересно, что «автором праздника» является не только Преподобный Серафим, но и саровский краевед Валентин Александрович Степашкин, сотрудник музея «Саровская пустынь». Ему удалось обнаружить в архивах новую дату рождения старца – 1754 год (а не 1759-й, как считали раньше). Именно в этот год в купеческой семье Машниных родился третий ребенок Прохор, будущий Серафим Саровский. С доводами историка-краеведа согласился сам Патриарх Алексий II.
Степашкин живет за забором из колючей проволоки, отгородившей закрытый город Саров от остального мира. Сюда нет хода паломникам, а в восстановленном храме Святого Серафима тихо и пустынно. Научные работники, живущие здесь, не спешат обращаться к религии. Тем, кто всю жизнь занимался ядерной физикой, нелегко поверить в чудо. Хотя то, что в Арзамасе-16 до сих пор ничего не взорвалось, – это уже чудо. И покаяние академика Сахарова, отца водородной бомбы, и его призыв ко всем правительствам мира не только запретить ядерные испытания, но и совсем уничтожить атомное оружие – тоже чудо. Несомненное.
Восстановленный благотворителями храм Преподобного Серафима в Сарове. |
Серафимо-Дивеевский монастырь. Дорога к храму Преображения Господня. |
Ищущим молитвенного уединения приходится непросто в атмосфере предпраздничного аврала. |
Митрополит Луцкий и Волынский Нифонт (справа) и епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий выносят мощи из Троицкого собора. |
В Дивеево, как нигде, ощущается преемственность православной традиции. |
Раньше святые мощи несли на руках, крестным ходом. Новый век внес коррективы в древний ритуал. |
В храме в честь иконы Казанской Божией Матери идет подготовка к празднику. |
Дивеево. Здесь, за Троицким собором, покоится прах насельниц Серафимо-Дивеевского монастыря. |
Мощи Серафима Саровского покоятся в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. |
Паломники верят, что вода святого источника помогает от всех болезней. |
Дивеевские сестры живут не для себя – для других. |
Современные технологии на службе Церкви. |
Дивеево. Работы по благоустройству прекращаются только в воскресные дни. |
Монахи Саровской пустыни выкопали пещеры, чтобы спастись от мирской суеты. |
Серафимо-Дивеевский монастырь увековечил имена своих благотворителей. |