Фотограф подобен коту. Потому что имеет право смотреть на короля. А также на генсека, на президента. И даже, что особенно ценно в наших условиях, на будущего президента!
Ну кто в лохматом 1992-м мог представить, что у первого президента РФ появится преемник? Тогда и слова-то такого не слыхали - "преемник". Кауфман, конечно, тоже не слыхал этого слова. Но он угадал. И - ухватил. Причем ухватил не только характер (см. фото), но и судьбу. Или как минимум самый крутой поворот судьбы.
Нет, это вовсе не значит, что Борис Кауфман знал что-то, чего не знали другие. Отнюдь. Просто он просек, проинтуичил, как говорили в годы его далекой молодости. Ибо когда работает истинный художник, racio замолкает, уступая место творческой интуиции. А интуиция Бориса Кауфмана дорогого стоит!
Некоторые и сейчас говорят, что ВВП сложен для съемки. Дескать, слишком сдержанный... Враки! Посмотрите на съемку Бориса Кауфмана, где ВВП - еще вице-мэр Санкт-Петербурга.
Фотограф подобен коту. Еще и потому, что мудр, осторожен и наблюдателен. Он ступает мягко, но точно, видит всех, а его не видит никто. Борис Кауфман видит многое из того, мимо чего другие проходят, не замечая. И помнит то, что другие давно позабыли. А зря! Ибо тот, кто владеет прошлым, владеет и настоящим, а стало быть, и будущим.
Вот Никита Сергеевич Хрущев со свитой. Странная эпоха каракулевых шапок и "пирожков", тяжелых драповых пальто. Скованные позы, обязательная номенклатурная дистанция между фигурантами. Или, например, пора "застоя": Брежнев и Иосип Броз Тито. В подтексте же - запутанная история отношений с югославскими братьями.
А вот Ельцин и Хасбулатов в 1992-м - вроде бы еще вместе, но уже врозь. И, кажется, слышно, как свистят снаряды, летящие в Белый дом...
Собственно, подтекст-то и есть главное в фотографиях Бориса Кауфмана. Кто-то может сказать, что подтекст этот привносит само время. Отчасти так оно и есть. Но только отчасти. Ибо не ко всем - далеко не ко всем! - фотографиям время одинаково благосклонно. А только к тем, которые делал мастер.
Увидеть через трогательные, домашние подробности одиночество Андрея Сахарова или готовую развернуться, как пружина, энергию Шамиля Тарпищева - для это нужно иметь азарт, страстное любопытство к людям и хищный глазомер.
Победитель международных и советских фотовыставок, лауреат всех и всяческих престижных премий, Борис Кауфман на самом деле меньше всего интересуется наградами. Его всегда интересовал мир, который он старался поймать в объектив своей камеры. И чаще всего это ему удается.
Да, фотограф подобен коту (что, кстати, и подтверждается внешним обликом юбиляра; см. первое фото). А коты, кроме права смотреть на короля (генсека, президента и т.п.), имеют еще право заходить в трактир, сидеть у огня и раз в день получать блюдечко молока.
Чего Борису Матвеевичу и желаем!
Коллеги
Наш юбиляр. А все остальное - его работа. | Знаменитый проход Горбачева 1989 г. |
Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев и его свита. На исходе "оттепели". | Югославский лидер Иосип Броз Тито и генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев. Рассвет "застоя". |
VII съезд Верховного Совета РФ. Декабрь 1992 г. | Вице-мэр Санкт-Петербурга В.В. Путин на открытии автосалона "Хонда". Октябрь 1992 г. |
Андрей Дмитриевич Сахаров дома. | Великий режиссер Георгий Товстоногов. |
Альберто Сорди на кинофестивале в Москве. | Вячеслав Зайцев в своей мастерской. |
═Шамиль Тарпищев. Все еще впереди. | Джина Лоллобриджида (в центре) в восторге от Юрия Гагарина. |