В 90-е годы Нижний Новгород активно заявлял о себе как о городе, который претендует на роль третьей столицы. Амбиции нижегородцев в некоторой степени были удовлетворены статусом столицы Приволжского округа. Хотя Нижний давно привык быть первым среди волжских городов, сегодня ему не просто доказывать свое лидерство. Возможно, превращение военного Арсенала (площадью около 4000 квадратных метров), расположенного на территории Нижегородского кремля, в международный центр современного искусства откроет перед городом совершенно новые перспективы. Во всяком случае, так считает Сергей Кириенко, оказывающий поддержку всем культурным инновациям в Приволжском округе.
Арсенал, одно из крупнейших зданий кремля, в прошлом был частью величественного ансамбля. План застройки собственноручно в 1834 году нарисовал Николай I. В советское время Арсенал ветшал и разваливался. Только правая часть здания продолжала функционировать. В ней до лета 2002 года размещался картографический архив Министерства обороны. После ухода из Арсенала военных обнаружилось, что он разрушен более чем наполовину. Левое крыло его сегодня находится в аварийном состоянии, крыша и перекрытия центрального ризалита обвалились.
В марте 2003 года здание было передано Нижегородскому филиалу Государственного Центра современного искусства. Это событие многих в Нижнем Новгороде удивило. Хотя в Европе широко распространена такая практика художественной реанимации фабрик, вокзалов, электростанций, в России это - уникальное событие. Кремлевское место Арсенала во многом изменяет роль и статус современного искусства в обществе. Арсенал расположен рядом с мэрией и классическим музеем, резиденцией представителя президента и областной администрацией. Появление современного искусства в этом ряду модернизирует и европеизирует портрет самого кремля, города и региона. Арсенал не замкнется в рамках арт-среды, а послужит территорией для встреч художников, ученых, архитекторов, музыкантов, дизайнеров, кинематографистов. Первая выставка в реконструированном Арсенале откроется уже в июне 2003 года.
Весь центр видится как единая структура, прозрачная и для художников и для посетителей. Реконструированный Арсенал сформируют несколько функциональных зон - производственная (мастерские), жилая (гостиница для приглашенных художников), административная (офисы), экспозиционная (анфилада выставочных пространств) и информационно-"тусовочная" (медиатека, бар, просмотровый зал). Именно слитность и прозрачность всех функций позволят ему стать полноценным форумом и лабораторией современного искусства.
Нижний Новгород