0
1969
Газета Акцент Интернет-версия

18.04.2003 00:00:00

Аутентизм против Глинки

Тэги: глинка, габт, премьера, руслан и людмила


23.04., 25.04., 27.04. Опера "Руслан и Людмила". Премьера. Большой театр.

Загодя готовясь к 200-летию отца русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки, которое грянет в 2004 году, Большой театр решил потрясти мир сенсационными открытиями неизвестных доселе глинкинских рукописей "Руслана", которые только что "найдены" российскими музыковедами во главе с вызывающим восхищение и споры Евгением Левашевым в Государственной библиотеке Берлина. Все это собираются не только издать, но и озвучить в новом юбилейном спектакле. Однако┘ в будущем, так как берлинскую партитуру предстоит еще изучать и вводить в обиход, а пока нам предложат полуконцертное исполнение в популярном на Западе стиле semi-staged (режиссер Виктор Крамер, художник Александр Орлов, свет - Глеб Фильштинский), где тоже продемонстрируют некие "археологические" находки, только менее сенсационные. Впрочем, сию запутанную историю надо излагать по порядку.

Главный дирижер Александр Ведерников-младший, знающий "Руслана" с пеленок (титульную партию успешно пел его отец), давно испытывал неудовлетворенность как дореволюционной партитурой оперы, так и советским академическим изданием. С легкой руки маэстро и Большой театр не в шутку увлекся музыкальным археологизмом и, приступая к постановке "Руслана", начал "копать" в разных направлениях.

До сих пор имела хождение версия сестры Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой о том, будто оригинальная партитура "Руслана и Людмилы" сгорела в 1859 году. Скрыть правду ее побудили причины весьма деликатного свойства. Разорившись в 1861 году, Людмила Ивановна продала право на издание почти всех сочинений Глинки издателю Стелловскому за номинальную сумму. Но уже в 1866 году началось судебное дело, где истец Стелловский обвинял ответчицу в сокрытии от него партитуры "Руслана". А Шестакова и не могла владеть этой партитурой, поскольку композитор, успев дважды продать ее в России, тайно вывез рукопись в Германию. Дело тянулось до смерти Стелловского в 1875 году, о гибели партитуры еще не было сказано, а в судебном деле содержатся слова поверенного истицы о том, что полной авторской партитуры "Руслана" никогда не было и нет. В 1878 году партитура была издана с пометкой Шестаковой, что оригинал сгорел - именно с тех пор рукопись "Руслана" и считалась погибшей в пожаре петербургского Театра-Цирка.

Страдая полиартритом, Глинка не всегда мог писать самостоятельно и диктовал музыку своему крепостному секретарю и воспитаннику Якову Нетоеву, который встречал визитеров словами типа "А мы тут с барином каватину закончили┘". Обнаруженная в Берлине партитура "Руслана" - это рукопись, писанная рукой Якова и проверенная Глинкой. В чем-то она меняет сложившиеся взгляды на знакомую с детства оперу: по-другому указаны темпы, знаки форте и пиано, штрихи стаккато и легато. Выяснилось, что в оригинальном авторском виде партитура гораздо длиннее (до 6 часов чистой музыки) - например, рондо Фарлафа в современных изданиях укорочено на 70 тактов. Все это радикально меняет представление о музыкальной форме в целом и дает новые возможности для интерпретации.

Но штука в том, что сейчас для нас пока озвучат другое - более мелкое открытие. В библиотеке Большого театра "раскопали" прижизненную копию рукописной партитуры Глинки, до которой, по словам Ведерникова, человеческая рука не дотрагивалась как минимум 60 лет. А в Петербурге, в библиотеке на улице Росси, хранится официально признанная эталоном общеизвестная партитура. То, что мы услышим 23 апреля, будет основано на скрещивании этих двух текстов (но и этот труд будет записан на диски голландской фирмой "Пентатон"!). Берлинские же находки обещают использовать позднее, в полноценном спектакле.

Шумный пиар вокруг пока что скромной премьеры ставит во главу угла аутентичность предпринимаемой акции. Одно это уже стало причиной горячих споров. Аутентизм в понимании маэстро Ведерникова - это как реставрация иконы, когда счищают, возможно, более красивые наслоения времени, добираясь до самого архаичного. Заботясь об аутентизме исполнения, театр обзавелся антикварными инструментами глинкинской эпохи: натуральными духовыми инструментами (без хроматизма), старинной арфой и столообразным фортепиано, которое лучше имитирует гусли. И это, пожалуй, главный сюрприз. Противники обвиняют театр в "шаманстве для посвященных", иными словами, в том, что обычный слушатель не сможет различить и оценить всех этих сугубо профессионально-технических тонкостей. Центристы предпочитают не ввязываться не только в преждевременные, но и в искусственные по своей сути дискуссии об аутентизме до того, как это все прозвучит. Вообще с аутентизмом у нас до смешного доходит - ставший одиозным термин уже ухитряются применять даже к исполнению музыки Шостаковича!

Страсти накалены. Осталось ждать недолго. Скоро мы узнаем, смогут ли десяток экзотических инструментов и открытые купюры принципиально изменить наши представления о хорошо известном старом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
634
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
760
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
712
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
714

Другие новости