0
2206
Газета Акцент Интернет-версия

28.03.2003 00:00:00

Наш Кент Нагано

Тэги: нагано, рно, бах, концерт


3.04. Месса си-минор И.-С. Баха. РНО под управлением Кента Нагано. Московский международный дом музыки на Красных холмах.

Второе название си-минорной мессы Баха - Высокая. Убедиться в том, что это действительно так, счастливцы-меломаны смогут на Красных холмах. Исполнение этой грандиозной вокально-симфонической фрески в наших краях само по себе редкостное явление. Тем большей сенсацией обещает стать трактовка одного из выдающихся дирижеров современности - американца японского происхождения Кента Нагано, который с нынешнего года, после ухода Владимира Спивакова, плодотворно сотрудничает с Российским национальным оркестром и уже успел околдовать нас Фантастической симфонией Берлиоза. (Особо внимательные помнят и самый первый визит маэстро в столицу, когда лет пять назад он играл в Зале Чайковского "Дафниса и Хлою" Равеля.) Устремленность музыки Баха в глубины человеческого духа и одновременно к небесам как нельзя лучше соответствует гипнотической и медитативной природе дирижерского дара Нагано. Узор его дирижерской пластики напоминает общение с Богом, его музицирование уводит из реальности в нирвану - и вот вы уже вне пространства и времени, лицом к лицу с вечностью.

История создания Высокой мессы подтверждает горькую мысль Лессинга об "искусстве, просящем хлеба". Kyrie и Gloria посвящены Фридриху Августу Саксонскому. Да, Бах нуждался, но в каждой ноте и фразе слышно, что думал он не только о деньгах. Месса написана на освященный церковью канонический латинский текст, но во время богослужения так никогда и не исполнялась. Этого не допускали ее гигантские размеры, философская значимость и невероятные технические трудности, которые были не под силу рядовым церковным певчим. Да и сами клерикалы относились к мессе холодно и даже недоброжелательно. А потом и вовсе для музыки Баха пришел период забвения. И только новое время сделало мессу си-минор обязательной частью светского концертного обихода, особенно в странах Западной Европы.

Единого повествовательного сюжета, как в тех же баховских "Страстях", нет. Основной драматургический принцип Баха - контраст образов, противопоставление света и тьмы, жизни и смерти. Слов совсем немного - начинается месса с Kyrie, где в течение 20 минут повторяются только два слова "Господи, помилуй". Самые проникновенные страницы посвящены Иисусу, его рождению, распятию и воскрешению. А выражены этические эмоции Баха не только в скорбных или ликующих соло и хорах, но также в ритме марша и популярных в то время песен и танцев - сицилианы и менуэта, а иногда в пасторальном и даже колоратурном стиле.

Солисты - 6 человек вместо обычного квартета - отобраны по принципу аутентичного соответствия (некоторые являются хоровыми певцами). Маэстро пожелал "раздвоить" партии сопрано и баса между более высокими и более низкими голосами. Но основная нагрузка ляжет, конечно, на РНО и хор Минина, усиленный камерным хором Института имени Шнитке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1228
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1414
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1535
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3753

Другие новости