- Какие у тебя были самые успешные продажи?
- Удачными были продажи западного искусства. Из проекта 94-го года мы продали Марико Мори - за хорошую сумму.
- Сколько?
- 100 тысяч долларов. Продана на аукционе Сотбис.
Успешными были продажи соцреализма, который мы в свое время собирали. Просто в какой-то момент это перестало быть интересным, но мы все равно продавали что-то по серьезным ценам. Я говорю о продажах, которые измеряются в десятках и сотнях тысяч долларов.
- Ты представлял Марико Мори в России?
- Нет, просто так оказалось, что с того момента, как мы ее купили в 1994 году, до момента, когда мы ее продали в 2000-м, цены выросли в десятки раз, поэтому мы посчитали для себя выгодным продать. Мы не имеем какой-то большой коллекции современного западного искусства, и одна вещь ничего не решает. Имело смысл избавиться от нее в подходящий момент, когда цены на пике.
- На русских художников могут так же подняться цены?
- Я думаю, что могут, но, конечно, не на всех. Я могу выразить только свое субъективное мнение: если посмотреть на список художников в нашей галерее, которых мы поддерживаем, финансируем, то можно сразу понять - это то, что мы считаем сейчас интересным. Конечно, художники из наших списков тоже имеют разные потенциалы. То, что мы делаем, сравнимо с работой хоккейных и футбольных менеджеров. Галерея - это не пространство, которое сдается в аренду художникам. Это серьезная работа.
- Если говорить о звездах, то чьи работы стоят дороже?
- Есть такие люди, в которых мы инвестируем. В первую очередь Братков, конечно.
- А какая самая дорогая работа, которую можно купить в галерее?
- У нас осталось от соцреализма то, что дорого сейчас стоит. Трудно сравнивать цены на искусство 50-60-летней давности с тем, что создано за последние пять-десять лет. Если говорить о современных художниках, то, наверное, Кулик - самый дорогой. Сейчас в зависимости от размера некоторые работы стоит от 15 до 20 тысяч.
- Ты рассматриваешь галерею как художественный проект или коммерческий?
- И то, и другое. Меня же никто не заставляет выбирать, поэтому я могу себе позволить подходить к вопросу с обеих сторон. Галерейный бизнес один из самых рискованных, нужно четко определить то направление, куда нужно инвестировать, сколько инвестировать. Наша задача также состоит в раскрутке торговых марок наших художников. Это не просто галерея "Риджина", а отдельные брэнды - Братков, Кулик...
- Какова минимальная сумма, которую человек может потратить в вашей галерее?
- 10 долларов за постер Кулика.
- Ты действуешь на рынке современного искусства в Москве фактически с его основания. Какое время было наиболее успешным с точки зрения продаж?
- Естественно, нынешнее. Когда уже важно соотношение того, что ты тратишь, и того, что получаешь от процесса. С одной стороны, наша работа - рискованный бизнес, с другой - самый консервативный. Ты делаешь проекты, в результате чего появляется товар - произведение искусства, он кладется на склад, и ты ждешь какое-то количество лет, когда сам автор и его торговая марка нагуляют вес. Ты этому тоже помогаешь, рано или поздно ты открываешь ключиком свой склад и достаешь товар. Это типичный пример и для западного рынка.
- Сейчас в Москве люди тратят адекватные деньги на современное искусство или же все еще тратят мало?
- Я думаю, что мало. К искусству сейчас подходят на уровне дизайна - пятно занять, а чтобы пятно занять, люди не готовы тратить бешеные деньги: все на уровне восприятия, нравится или не нравится. Хотя сейчас все современные теории говорят о том, что дизайн и искусство - вещи взаимоисключающие. Искусство идет намного дальше. К сожалению, иногда приходится конкурировать с дорогой краской или обоями...
- Ярмарки помогают?
- Однозначно помогают. И здесь, и там. Чем ярмарка и хороша. Для нас западная ярмарка хороша тем, что мы имеем возможность показать, что есть какие-то художники и в России. А здесь ярмарки - это такие большие мероприятия, на которых ты имеешь возможность познакомиться не только с покупателями твоей галереи, а также с кругом других людей, которые пришли, может быть, и не к тебе, но все же заглядывают и к тебе, и твоя задача - привлечь их внимание, заинтересовать.
- А какой процент прибыли приносят ярмарки? Треть? Половину?
- По деньгам? Всегда по-разному, не угадаешь. Для нас он составляет не половину и даже не треть, но все равно интересно.
- Что с ближайшей ярмаркой "Арт-Манеж"?
- Я делаю большой проект "Живопись из первых рук" в Большом Манеже. В этом году формат ярмарки - только живопись. Будет 10-12 авторов.