0
1347
Газета Акцент Интернет-версия

23.10.2002 00:00:00

Как продать матрешку?

Тэги: искусство, арт


Русских испортил Сотбис. Первый русский Сотбис образца 1988 года. Испортил на десятилетие.

Московское искусство конца 80-х выглядело как пир победителей на обломках СССР. Рекордные цены на работы Гриши Брускина надолго потрясли воображение московских художников. Из уст в уста передавали известие о том, что каждая серьезная вещь будет теперь стоить не меньше чем полмиллиона долларов. Цены взлетели однажды так высоко для того... чтобы больше никогда не подниматься выше. Сегодня работы Брускина стоят в среднем в десять раз меньше, чем в героическом 88-м.

Проблема в том, что русские художники падали в цене. А если росли, то вовсе не те, которых в основном покупали. Основное отличие западного арт-рынка от русского состоит в том, что на Западе погоду задают две силы - музеи и инвесторы. На русском рынке нет пока ни тех ни других. А значит, русский художественный рынок пока не родился.

Есть в Москве люди, которые покупают холсты. Более того, есть даже коллекционеры, рискующие не только украшать жилища, но и собирать произведения современных мастеров. Есть и галеристы (узок их круг, страшно далеки они от народа). Есть и критики, бравурно пишущие об отдельно взятых продажах. А рынка все равно нет как не было.

Инвестор - это человек, вложивший деньги в искусство. Сегодня, чтобы ждать отдачи через 10 лет. Сумасшедшие деньги, вложенные западными коллекционерами в конце восьмидесятых, были потрачены зря. Потому что в Москве не было развитой арт-системы, которая позволяла бы наращивать цены. Русское искусство в мировом масштабе оказалось калифом на час. Перестройка вышла из моды, и про русских забыли. Но для московских художников первый успех имел роковые последствия. Они поверили в свою высокую цену. Жизнь разубеждала их долго.

"Проект художественного рынка" - под таким заголовком проходила первая московская ярмарка "Арт-МИФ". Это было в 1990 году. Проект тогда не задался. Цены, по которым художники предлагали себя, были явно завышены. Первые новые русские не были готовы покупать. А западникам покупать надоело быстро. И к середине 90-х русский рынок впал в летаргию.

В истории продаж русского искусства XX века есть парадокс. Успешный русский художник должен жить за границей. За границей жили Василий Кандинский и Эль Лисицкий, живут Илья Кабаков и Юрий Купер. Щукин и Морозов были прекрасными людьми, но покупать предпочитали западный авангард, а не своих, доморощенных. Прошло столетие, но ничего не изменилось. Для того чтобы стать авторитетом, русский художник должен пройти две инстанции - Музей и Запад. Лучше, если обе сразу. Но результат такого положения дел довольно печален. Потому что когда русский художник дорастает да западного музея, то оказывается, что в России его покупать уже не готовы. Слишком дорого. И в русских частных собраниях сегодня нет хорошего Кабакова. Нет Бориса Михайлова.

Причина проста - отсутствие в России современных экспертов, которым богатые доверяют. Даже подпольные коллекционеры 70-х ценили какой-нибудь третьестепенный дворянский портретик больше работ художников русского авангарда. Только уникальное положение Костаки - как человека, живущего между двумя культурами, российской и североамериканской, - позволило ему собрать отличную коллекцию задешево. Но сегодня положение с экспертизой изменилось.

Наше искусство снова входит в моду на Западе. Доказательство - конкуренция. Самых успешных русских художников расхватывают европейские галеристы. "Галерея Гмуржинска" (Кельн) выставляет Игоря Мухина. "Солертис" из Тулузы на арт-ярмарки в Париж и Берлин возит работы группы АЕС. А "Каренина" работает в основном с русскими. Это лишь немногие из тех европейских галерей, которые за пару последних лет начали активно работать с художниками из Москвы. От проектов - к большому бизнесу: такой путь прошли русские галереи за 10 лет. И сегодня за их успехами пристально наблюдают западные коллеги. Они готовы подхватить хорошего художника, заботливо выращенного русской галереей. Чтобы продать его дороже.

А русские галереи постепенно вышли на прямую дорогу к кошелькам новых богатых. По одной причине - у галерей появилась история. И сегодня они могут наконец гарантировать рост цен на произведения своих фаворитов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1087
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
602
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
1201
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
693

Другие новости