60 000-80 000 долл. Это предварительная оценка одной из карточек Александра Родченко, которая будет выставлена на продажу на фотоаукционе Кристи через неделю, 22 октября.
Бурный рост. Вот развитие западного фоторынка за последнее десятилетие. Старая фотография уже перебивает по ценам такой традиционный товар, как печатная графика. Фотография - как основной инструмент современных художников - на артрынке стала главным объектом продаж. Но все это - за морями, за лесами, за высокими горами...
Новый век в России будет веком фотографии. За последние 2 года в Москве появилось столько же фотогалерей, сколько за предшествовавшие 10. "Арт-коллегия", "Глаз", "Люмьер" и "Фотосоюз". Не так много (всего-то четыре) по сравнению с мировыми арт-столицами.
История фотогалерей в России недолга. Они возникли при Центре современного искусства на Якиманке. "1.0" и "Школа" - для начала и середины девяностых это были суперпроекты: обе галереи делали первоклассные выставки (по меркам Москвы). Проблема состояла в одном. Эти галереи почти не продавали. И жили за счет спонсоров.
Когда спонсоры устали - галереи умерли. А галеристы переквалифицировались в... кто в вольного куратора, кто в фоторедактора. После этого была еще пара попыток сделать в Москве настоящую фотогалерею, но их был заложен в самом начале...
Галерея - коммерческий проект. Первые попытки сделать в Москве фотогалерею были попытками "сверху". Критики, художники и их друзья уже знали, что фотография - это хорошо. Но массовый интерес в начале девяностых еще не сложился. Я впервые почувствовал пробуждение этого интереса 2 года назад, когда знакомая бухгалтерша вдруг сказала, что была бы не прочь купить Китаева. И почувствовал его не один я. Нынешние фотогалереи - попытка "снизу". Они идут от спроса. Пока не слишком устойчивого.
Рынок искусства - это особый рынок. Потому что "Мадонна Бенуа" Рафаэля была и будет в единственном экземпляре. А значит, ее цена может только расти. Основа спроса на артрынке - уникальность произведения. Фотография по определению - тиражна. С одного негатива можно наштамповать тысячу карточек (поэтому в советское время коллекционировали негативы - не карточки). Что же делать? Ответ дал винтаж.
Винтаж - основа нынешнего фоторынка. Винтаж - карточка, отпечатанная при жизни фотографа под его непосредственным наблюдением. Количество винтажей ограниченно. Вместе с концепцией винтажа фотография получила статус уникальности. А значит подчинилась закону артрынка. Спрос растет. Но произведений Ман Рея или Родченко уже никогда не будет больше, чем есть сейчас. И поэтому цены на винтажи "раскрученных" фотографов завтра будут больше, чем вчера. Причем эти цены за последние 20 лет выросли в десятки, сотни, иногда даже тысячи раз.
Фоторынок в Москве не сложился. Есть уже продажа и перепродажа карточек, но нет инвестиций. Развитие художественных рынков сегодня связано с крупными вливаниями - как частными, так и корпоративными. Инвестиции порождены не спросом на оформление жилья, а потребностью во вложении денег. Крупный западный коллекционер или корпорация прежде всего вкладывают деньги в товар с растущей ценой. Это рынок с высокими рисками и сверхприбылью (когда риск был оправдан).
Проблема не в том, что в России нет людей, которые хотят рисковать. Проблема в том, что пока существует возможность получать сверхприбыли другими способами - их десятки. А значит, арт-рынок мало интересует инвесторов. Пока что покупка фотографий может оказаться покупкой неликвидов - то есть вложением в товар, который невозможно будет продать. Для того чтобы изменить ситуацию, должны пройти годы. Может быть, десятки лет.
Это история с английским газоном. Чтобы он ровно рос, нужно дождаться внуков.