0
1986
Газета Акцент Интернет-версия

15.10.2002 00:00:00

Это дорогое фото

Тэги: лахман, коллекция, фотография


-Русские галеристы говорят, что цены на советскую фотографию на западном и нашем рынках радикально разнятся. Чуть ли не в 10 раз!

- Безусловно. Дело в том, что на Западе основными покупателями на советскую фотографию являются музеи, потому что они хорошо понимают значение этой фотографии в контексте мировой культуры. Но цены на нее, сравнительно с западной фотографией, - значительно ниже. Дело в том, что рынок на Западе для российской фотографии очень ограничен, потому что обычно основными покупателями являются национальные коллекционеры: французы покупают французскую фотографию, американцы - американскую, немцы - немецкую. Цены, безусловно, на Западе на советскую фотографию выше, чем здесь, и объясняется это тем, что на Западе все же существует этот рынок, и сравнительно одинакового качества вещи могут стоить в два раза дешевле, ну в три, но не в десятки раз. Если американский фотограф стоит 100 тысяч, то русский должен хоть 10 стоить.

- Родченко и Лисицкий - среди самых дорогих мировых фотографов?

- Безусловно. Они входят в плеяду классиков фотографии XX века. Более того, для многих Лисицкий - не советский, не русский фотограф, а - немецкий, потому что он очень много времени провел в Германии, участвовал во всех важных немецких выставках того времени - фотографических и не только, и значение его как универсального художника настолько велико, что он выходит за рамки национальной фигуры русской фотографии. Родченко - тоже универсальный художник. МОМА делала его ретроспективу, и это выводит его в первый ряд.

- Верхний уровень цен на западном рынке на Родченко и Лисицкого?

- Продажи на Родченко были и 200 тысяч долларов, но десять лет назад. На Лисицкого - 300 тысяч долларов.

- На русском рынке цены не могут достичь десятой доли?

- Может, достигли бы, но здесь нет таких вещей. Их никто не покупает, но никто и не предлагает.

- Каков должен быть минимальный уровень дохода для коллекционера современного искусства?

- Чтобы собирать современное искусство, не нужно иметь большие деньги. Можно собирать и с маленькими деньгами. Но не с зарплатой в 1000 долларов! Хотя в России, может быть, и с тысячей. С весьма скромной зарплатой.

Есть большая разница между человеком, который купил квартиру, решил ее украсить, купив 5-6 вещей, и коллекционером. Коллекционер - человек, который живет этим, для которого это не просто хобби. Все зависит от его удачи, от его возможностей, потому что есть весьма профессиональные коллекционеры (которых в России называли в советское время спекулянтами, но во всем мире - очень уважаемые люди), которые собирают коллекции, потом продают их, потом ищут каких-то художников, которые только появляются, или открывают старых художников. То есть они делают долгосрочные инвестиции.

- Это профессия?

- Да. Все великие коллекционеры собирали не по ходу дела. Для Людвига собирание было основной профессией, а уже шоколадные фабрики - побочным. Потому что богатых людей сотни тысяч, и всегда будут еще богаче и круче, а вот коллекционеры остались в истории - их именами названы музеи. Сегодня собиратель - это профессия на Западе. И в России это тоже когда-нибудь будет.

- Какая в среднем цена сейчас на винтаж советской фотографии?

- Ничего среднего не бывает. Вы можете найти себе и за 1000 долларов прекрасную вещь, можете найти и за 100 тысяч. Это же не автомобиль, про который можно сказать: 20 цилиндров будут стоить столько. Средняя цена может быть на продукт, который производится массово. А это - индивидуальная вещь.У одного и того же автора могут быть и очень дорогие вещи, и дешевые. Вы знаете Ман Рея (Ман Рей - выдающийся и, наверное, самый дорогой фотограф XX века): есть фотографии Ман Рея, которые стоят больше миллиона долларов, а есть его фотографии, которые стоят 3000 долларов. То же время, тоже винтаж, но просто другое качество фотографии, значение снимка. Поэтому говорить "в среднем" невозможно.

- Но все-таки, средняя цена?

- Можно говорить от и до.

- От?

- От тысячи и до 100.

- А за 500 долларов?

- Есть вещи, которые стоят и 500. Замечательные фотографии 20-30-х годов.

- Советскую фотографию покупать выгодней, чем советский авангард, потому что ее меньше подделывают?

- "Выгодно" - понятие в коллекционировании неправильное. Выгодно купить участок земли или квартиру. Не выгодней, а проще! Шансы на то, что продадут подделку, - минимальны. В фотографии нужно что отличать? Винтаж или не винтаж. Тут начинается... Дело в том, что в России мало людей обращают на это внимание.

- Как непрофессионал может это понять?

- Сложно. Потому что в России не сформировались галереи, которые на этом специализируются. А не сформировались они потому, что нет достаточного спроса, чтобы они могли финансово существовать. Что касается модернизма 30-40-х, то тут, безусловно, покупатели должны знать, у кого они покупают, они должны спрашивать: "Почему вы считаете, что это - винтаж?" Им должны объяснить это. К сожалению, не всегда люди, которые продают, это понимают. Но отдельные коллеги, которые работают в России, уже это понимают и честно к этому относятся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2745
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3291
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2417
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4277

Другие новости