0
5644
Газета Вера и общество Интернет-версия

08.02.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Священный союз против либерализма

Тэги: папа римский франсциск, патриарх кирилл, встреча, куба


папа римский франсциск, патриарх кирилл, встреча, куба Коллаж НГ-Online

Сенсация, если вдуматься, состоит не только в том, что папа Римский Франциск и патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретятся 12 февраля с.г., но и в том, что историческая встреча состоится именно на Кубе. Казалось бы, Остров свободы должен символизировать канувший в Лету двуполярный мир, исчезающие с лица Земли заповедники коммунизма. Если бы задачей глав двух крупнейших традиционных Церквей была демонстрация того, что традиционализм и религиозное мировоззрение одержали верх над атеистическим утопизмом, то вряд ли братья Кастро так сердечно устроили этот исторический тет-а-тет.

Задачи духовных лидеров гораздо больше связаны с повесткой сегодняшнего дня, чем с желанием свести счеты с прошлым. Папа Франциск во время своего визита на Кубу в сентябре 2015 года не случайно отказался от всякой критики в адрес властей Острова свободы, а в родственной по духу режиму братьев Кастро Боливии любезничал с Эво Моралесом.

Кстати, это не единственная уступка принципам Ватикана. Практически одновременно с утечкой информации о запланированной встрече папы и патриарха в аэропорту Гаваны католическая пресса распространила сведения о том, что Франциск отказался от планов ехать в Украину с апостольским визитом, куда его неоднократно приглашали Петр Порошенко и лидеры местных греко-католиков. Еще в ноябре украинский президент утверждал, что понтифик дал ему положительный ответ.

Во время предыдущего «слива» информации о возможной встрече Франциска и Кирилла, сделанного газетой Repubblica в ноябре 2013 года, предполагалось, что диалог состоится в Италии, Австрии или Венгрии. Церкви искали «нейтральную» территорию, где ни одна из них не может чувствовать себя в привилегированном положении. Нашли. Куба связана исторически с католицизмом, а политически – с Москвой.

При этом Гавана олицетворяет третью силу, помимо западного и восточного православия, которая противостоит политическому мейнстриму современного Запада, сформировавшемуся после распада биполярной системы в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Политическая мощь консервативной коммунистической идеологии не ушла в песок, а претворилась в потенциальную энергию протеста третьего мира современному либерализму и гегемонии США и Евросоюза.

В РПЦ заявляют, что встречу папы и патриарха уже «было невозможно откладывать», потому что на повестке дня стоит вопрос о выживании христиан на Ближнем Востоке и в Африке. Главы Церквей подпишут совместную декларацию, которая предположительно будет иметь отношение к проблеме гонений на христиан.

Но что могут сделать духовные лидеры ради спасения ближневосточных христиан, да еще и немедленно? Судьба гражданской войны в Сирии и Ираке не в руках священников, а в распоряжении наиболее влиятельных держав. Сформированы три антитеррористические коалиции – российская, американская и саудовская, готовые вторгнуться на Ближний Восток. У каждой из них своя цель, и разнонаправленность этих целей очевидна. Реальное влияние религиозных деятелей такого калибра может состоять в безусловной поддержке одной из сторон. Но нет сомнений, что главы Церквей встречаются не для того, чтобы однозначно поддержать какую-либо из коалиций или политических сил на Ближнем Востоке.

Тема гонений на христианство уже давно вышла на глобальный уровень, и наряду с физическим уничтожением последователей Христа в странах третьего мира обсуждается в контексте отстранения христианских политических и общественных сил от участия в принятии мировых решений. Решения глобального характера по-прежнему принимаются в США и Европе, где сейчас преобладает влияние секулярного неолиберализма. «Несмотря на сохраняющиеся между христианами Запада и Востока богословские разногласия, православные и католики должны объединить свои усилия перед лицом дехристианизации, разрушения традиционной семьи и нравственности, антирелигиозного вандализма и кощунства» – так выражена эта мысль в заявлении Всемирного русского народного собора, сделанном по поводу близкой встречи духовных лидеров.

Ватикан давно уже не нужен Западу как орудие в противостоянии с безбожной «империей зла» – СССР. Вес христианских партий сходит на нет, а вместе с изменением политической системы резко меняется характер общественных отношений, который традиционные Церкви называют «безнравственным». Теперь оплот Ватикана – третий мир, а ядро риторики – социальная справедливость.

Русская православная церковь – это молодая (в своей самостоятельной роли) политическая сила, которая вслед за притязаниями Москвы ищет рычаги влияния на старушку Европу. Хоть и говорят в Московском патриархате, что встреча в Гаване никак не связана с совещанием глав православных церквей в Шамбези и будущим Всеправославным собором и эти события только случайно практически совпали во времени, но очевидно, что союз Ватикана и РПЦ, символически скрепленный неизбежными объятиями и поцелуями папы и патриарха, поставит лидера Русской церкви во главе православной ойкумены. И неважно, что Константинопольские патриархи уже полвека обмениваются братскими поцелуями с понтификами. Так или иначе, но православие европейских и прозападных стран дискредитировано своим бессилием перед политическим мейнстримом, что выразилось, например, в беспомощности Элладской церкви в вопросе легализации однополых браков в Греции.

Вполне вероятно, что результатом тройственного союза консервативных сил – католичества, русского православия и коммунистов старого формата – станет новый раскол христианского мира, а также левого политического спектра. Очевидно, что Ватикану и РПЦ предстоит противостоять содружеству либеральных протестантских Церквей и левым либералам. Впрочем, папа Франциск намерен налаживать мосты и с протестантским консерватизмом, о чем говорят его экуменические планы, приуроченные к 500-летию Реформации в октябре с.г.

Некоторая опасность исходит от ультраконсерваторов Католической и Православной церквей, исключающих экуменизм. С этим скорее всего связана секретность при подготовке встречи. Несколько скандальная секретность: в конце января сотрудник ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов) решительно опроверг утечку в СМИ, а неделей спустя его начальник митрополит Иларион (Алфеев) как ни в чем не бывало объявил о встрече на Кубе. Протоиерей Всеволод Чаплин, который некогда комментировал от имени РПЦ перспективы контакта понтифика и Московского патриарха, в этот раз назвал историческое событие «встречей двух одиночеств», подготовленной исключительно бюрократией, что «ставит проблему церковной рецепции факта встречи и ее итогов».

Однако почему-то создается впечатление, что церковная бюрократия сумеет придать формальному союзу Церквей такое громадное содержание, перед которым самые злые критики чужой нравственности вынуждены будут замолчать. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Дональд Трамп требует от БРИКС валютных обязательств

Дональд Трамп требует от БРИКС валютных обязательств

Ольга Соловьева

Китай поучится у России обходить западные санкции

0
978
В арсенале мер Центробанка остались интервенции

В арсенале мер Центробанка остались интервенции

Анастасия Башкатова

Обвал рубля назван кратковременным дисбалансом

0
818
Верховный суд обеспечил контингентом семь российских тюрем

Верховный суд обеспечил контингентом семь российских тюрем

Екатерина Трифонова

Злостных нарушителей можно неоднократно отправлять из колоний на самый строгий режим

0
720
"Единую Россию" настроят на конституционное большинство в Госдуме-2026

"Единую Россию" настроят на конституционное большинство в Госдуме-2026

Иван Родин

Политика "сплочения вокруг флага" оборачивается привычным сценарием электорального авторитаризма

0
708

Другие новости