0
11002
Газета Образование Интернет-версия

09.11.2017 00:01:00

Университет – это больше, чем просто место учебы

Тэги: вуз, университет, функции, общество


вуз, университет, функции, общество Цель «третьей миссии» университетов – использование научных исследований для появления значимых изменений в обществе. Фото с сайта www.msu.ru

Тему, связанную с развитием высшей школы, обсудили на VIII Международной конференции исследователей высшего образования в Высшей школе экономики. На конференцию приехало более 300 участников из 13 стран и 30 российских регионов. В общей сложности прозвучало около 80 докладов, но, по заявлению организаторов, заявок было подано более 400. Один из центральных докладов конференции касался популярного тренда – третьей миссии университетов.

Сделал такой доклад Аттилла Пауситс из Австрии, директор Центра менеджмента образования и развития высшего образования Дунайского университета. Свое выступление он назвал «На пути к третьей миссии: университеты в переходный период».

Поясним, что такое третья миссия. Испокон веку университеты осуществляли две функции: обучение и научно-исследовательскую деятельность. Однако в 70-е годы прошлого столетия Совет по образованию в Германии обозначил в качестве третьего основополагающего направления непрерывное образование. В России эта идея приобрела важность с вступлением в стадию постиндустриального развития. Так как существенным фактором социально-экономического развития в нынешнем обществе является постоянно обновляемое знание.

В большинстве европейских стран обучение на протяжении всей жизни  очень тесно связано с аспектом коммерциализации вуза, отметили на конференции в ВШЭ. И исследования должны быть привязаны к практической составляющей.

Но если связывать третью миссию университетов исключительно с коммерческой деятельностью, велика вероятность упустить ее важные составляющие, считает Атилла Пауситс. Социальная направленность деятельности здесь так же важна, как и коммерциализация научного знания. То есть университеты должны вносить свой вклад в работу правительства, общественную жизнь и деятельность частного сектора, способствуя  повышению качества жизни населения и социальных услуг.

Сегодня международными экспертами даже разработана система, позволяющая выявлять принадлежность университетов к третьей миссии. Там помимо результатов исследовательской деятельности предложено рассмотреть компоненты, ориентированные на потребности местного сообщества и участие вуза в социальной (общественной) жизни. Но в целом, как считает Атилла Пауситс, окончательно понятие этой миссии университетов четко еще не сформулировано.

Хотя интересует очень многих ученых. Например, Патрисио Монтесинос с коллегами в статье «Третья миссия в рейтинге международных университетов: между учением и исследованием» выделяют три движущих фактора, заложенных в основу третьей миссии: социальный, предпринимательский и инновационный. Согласно их мнению, к социальной стороне относятся виды деятельности, целью которых не является получение экономической выгоды: оказание социальных услуг на добровольной основе, формирование социальных сетей, проведение открытых культурных мероприятий на базе университета. Университет, одним словом, открыт для общества.

К видам деятельности, ориентированным на предпринимательство, можно отнести совместные производственные научные исследования по контракту, коммерциализацию интеллектуальной собственности, реализацию платных программ повышения квалификации, предоставление в аренду помещений для выставок или конференций. В последнем (инновационном) направлении третьей миссии ключевой составляющей является понятие усовершенствования.

Примерами здесь являются: региональные инновационные разработки, создание региональных сетей с предпринимателями, внедрение патентов, консультирование правительственных учреждений. С позиции инновационного подхода «третья миссия» университетов заключается в использовании научных исследований для появления значимых изменений. 

В общем, тема очень интересная и важная. И даже следующий тезис, который развивали другие выступающие на конференции в ВШЭ, практически продолжал тему «третьей миссии». Например, Бьорн Стенсакер, профессор Департамента образования Университета Осло, заметил, что университеты реагируют на изменение окружения. Среда заставляет университеты меняться. «Мой тезис – университеты должны управлять средой», – заявил профессор на конференции. 

А что могут сделать университеты со средой, можно проиллюстрировать классическими примерами.

Город Питсбург (Пенсильвания, США) получил второе дыхание после периода спада своего экономического развития благодаря появившемуся там университету: с его помощью были найдены нестандартные решения экономических проблем. А вот Детройт, не имея сильного университета в качестве драйвера роста, в итоге сильно деградирует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1464
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2393
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
1722
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
1724

Другие новости