0
1779
Газета Культура Интернет-версия

19.04.2000 00:00:00

Баллады о солдатах

Нея Зоркая

Об авторе: Нея Марковна Зоркая - кинокритик, доктор искусствоведения, куратор ретроспективы военного кино в Киноцентре.

Тэги: кино, война


ВОТ УЖЕ второй месяц в Киноцентре на Дружинниковской проходит ретроспектива картин, посвященных Великой Отечественной войне. Начавшись в феврале, она закончится только в августе. Приток зрителей нарастает с каждым сеансом, пусть они и объявлены в невыгодные будничные часы каждых понедельника и четверга.

55 кинокартин - кажется, внушительно? А ведь это всего лишь одна десятая часть огромного фонда художественных фильмов на тему войны. Они рождались на студиях СССР с тех дней 41-го, когда под фашистскими бомбежками Москвы, под артобстрелом Ленинграда кинематографисты экстренно снимали первые короткометражки с лозунгом "Все для фронта, все для победы!". Когда в далеком тылу - в Алма-Ате, в Ташкенте, в Ашхабаде - в горьких тяготах эвакуации и с самоотверженной помощью национальных республик российские и украинские студии ухитрялись создавать не просто "актуальные отклики", но шедевры, заново прославившие советский кинематограф, который несколько потерял свой престиж в 1930-е годы. В нестерпимую туркменскую жару, на песках чудом была украинцами снята зимняя, снежная "Радуга" Марка Донского - о ней после просмотра фильма в Белом доме взволнованный президент США Франклин Д. Рузвельт телеграфировал в Москву: теперь весь мир узнает о страданиях и героизме вашего народа. Снятый на казахстанской студии и у отрогов Алатау "Иван Грозный" Эйзенштейна - из первой десятки сокровищ всемирной кинокладовой.

Но у фронтового начала оказалось великое продолжение. Можно смело утверждать, что тема войны, ее трагический материал определили весь дальнейший путь отечественного экрана, стали его камертоном до конца века. Вплоть до наших сегодняшних - до ностальгического "Барака" Валерия Огородникова, до "Вора" Павла Чухрая, своего рода сыновнего постскриптума Павла Чухрая к бессмертной "Балладе о солдате" Чухрая-старшего, Григория, участника Сталинградской битвы. В фильмографии картин, посвященных пережитой войне, читаем имена Пудовкина, Ромма, Калатозова, Герасимова, Бондарчука, Чухрая, Ростоцкого, Алова и Наумова, Кулиджанова и Сегеля, Тарковского, Жалакявичюса, Абуладзе, Германа - не перечислить корифеев нескольких кинопоколений! Гордость родного экрана, запечатленная ими летопись войны повествует скорее не о сражениях и трофеях, не о картах боев, не о штабных заседаниях, но о человеке, о народе, о его участи, о его душе, подвергнутой жестоким испытаниям. "Судьба человека" - вот лучший эпиграф к этому великому экранному циклу.

Как один из кураторов ретроспективы (вместе с Константином Щербаковым) признаюсь, что труднее всего для нас был отсев фильмов - многое и ценное вынужденно осталось за кадром. Помогало телевидение своими повторами ряда картин-любимцев (их легче было не включать в показ при всех их достоинствах - они "на слуху" у публики). Сначала, обливаясь слезами, - но время-то лимитировано - мы отказались от документальных, от этих потрясающих десятков тысяч метров фронтовой хроники, и от таких взлетов документализма, как "Битва за Советскую Украину" Довженко или "Берлин" Райзмана, и от эпопеи "Великая Отечественная", сделанной нашими документалистами вместе с Америкой (в тамошнем прокате она называлась "Неизвестная война"). Не включили мы и "генеральские", "кремлевские", "масштабные полотна", где, кстати, тоже немало замечательного, как, скажем, образ Георгия Жукова, созданный Михаилом Ульяновым. Показ наш и по замыслу, и по воплощению стал поистине "солдатским". Рассказами о простых людях на войне и о простых чувствах, о вечных ценностях любви, добра, милосердия.

Вместилище таланта и благородства! Удивительная, за душу хватающая панорама поплыла на экране Киноцентра, видавшего любые голливудские виды и блистательные образцы мировой киноклассики! Поистине открытие за открытием сопровождало просмотры картин, будто бы знаемых наизусть и профессионалами-историками кино, и добровольцами-кинолюбами. Пришлось отказаться от многих оценочных клише. Например, и в книгах о военном кино (а их не так уж много), и в памяти зрителей застряло мнение, что образ партизанки Прасковьи Лукьяновой в исполнении Веры Марецкой - однозначно суров, будто бы здесь этакая фанатичка мщения, пифия, утратившая пол и возраст "товарищ П" - и только. Смотрим фильм. Объемная, психологически сложная и богатая партитура игры, чисто кинематографической, с тонкой нюансировкой разнообразных, но естественно сдержанных (она - вожак партизанского отряда) чувств и эмоций - вплоть до чисто женского тайного неравнодушия к молодому партизану (его играет незабываемый Петр Алейников) или нерастраченного материнства - ее ребенок погиб под гусеницами вражеского танка. Творение могучей силы и классического стиля - для киноантологий, для хрестоматий. Видимо, время сделало наше восприятие более адекватным.

А "В шесть часов вечера после войны" Ивана Пырьева? Давнее заключение снобов: лубок, примитив! Смотрим фильм. Да, конечно, Московский Кремль на экране не скрывает, что он - макет. Да, Марина Ладынина, она же воспитательница детского сада Варя Панкова, провожает в бой своего возлюбленного лейтенанта Кудряшова, стоя в прифронтовом березовом лесу и, обратившись прямо к зрительному залу, поет лирическую песню-шлягер, и на ее легкое платьице с неба падает белый снег... Да, персонажи говорят друг с другом стихами поэта Виктора Гусева, часто слишком выспренними. Но в структуре фильма - абсолютно цельной! - в простодушном и по-пырьевски уникальном жанре мело-оперетты все органично и - более того - ныне очаровывает наше утомленное чернухой зрение. И меня совсем не удивило, что одна из зрительниц, красотка-девушка в "гриндерсах" с мобильным телефоном в руке, после конца подбежала к нам: "Передайте, пожалуйста, Евгению Самойлову (это он играет героя-лейтенанта. - Н.З.), что он - идеал мужчины не только для моей бабушки, но и для меня!"

А бравурная и чувствительная "Актриса"? Ох и здорово влетело за нее в свое время постановщику Леониду Траубергу: он и "пропагандист буржуазной пошлости", и "коммерсант от кино", и "безродный космополит". А вот публика и тогда, в военную пору, и у нас в кинозале на Дружинниковской в начале XXI века, сопереживает драме раненого, ослепшего офицера в исполнении Бориса Бабочкина, не подозревающего, что певица, в которую он влюблен по голосу на грампластинках, это и есть та самая няня Зоя, которая делает ему перевязки и подносит лекарства. Но это ведь 1944 год... Когда примадонна Зоя Стрельникова, героиня картины, бросив "Сильву" и "Периколу" (думает: людям не до театра в войну!), нанимается в госпиталь нянечкой, в жизни у постелей раненых, на фронтовых площадках выступают Клавдия Шульженко и Аркадий Райкин, а в далекой Америке в гарнизонах перед солдатами - "живые", "сошедшие с экрана" Ингрид Бергман и Гэри Купер; в Лондоне, в лазарете щиплет корпию милосердная сестра Вивьен Ли. Вот какой исторический фон у скромной "развлекательной" военной ленты "Актриса".

Что ни сеанс ретроспективы, то открытие. В апреле пошли картины "оттепели", великий триптих о жертвах войны, о сломанных и выпрямившихся, об убитых и бессмертных: "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Судьба человека". "Вставай, страна огромная..." - слова памятной военной песни тоже как нельзя лучше подходят к принципам отбора картин, выполненного под эгидой Конфедерации союзов кинематографистов. Впереди - фильмы, где война захватывает не только российские леса, где сражаются и гибнут героини фильма "А зори здесь тихие...", но грузинские села из "Я, бабушка, Илико и Илларион" Тенгиза Абуладзе и "Отца солдата" Реваза Чхеидзе, и юрты бесконечно далекой от фронтов пустыни в "Невестке" Ходжакули Нарлиева, и литовские хутора в "Никто не хотел умирать" Жалакявичюса - пространство огромной страны-войны.

Но тема никак не исчерпана. И как не понять Никиту Михалкова, который собирается снимать фильм о Великой Отечественной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
960
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1293
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
990
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
823

Другие новости