0
25479
Газета Телевидение Печатная версия

22.06.2023 19:38:00

Про непрокатное кино, интервал между нотами и невозможность выбора

Виктор Шамиров: "Все они играли высокий героизм – посмотри, камера, как я страдаю, а я искал сочетание драматизма и юмора"

Тэги: телевидение, кинопремьеры, меньшее зло, непосредственно каха, виктор шамиров, интервью


телевидение, кинопремьеры, меньшее зло, непосредственно каха, виктор шамиров, интервью Глубокий и философический Виктор Шамиров любит простое кино, которое развлекает и радует. Фото РИА Новости

Это абсолютно штучный режиссер. Он стоит настолько особняком от своих коллег, что диву даешься: казалось бы, в одной индустрии/в одной профессии, а ничего общего. Недавно в прокат вышли две его совершенно непохожие ленты – драма «Меньшее зло» и комедия «Непосредственно Каха. Другой фильм». Обозреватель «НГ» Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с режиссером Виктором ШАМИРОВЫМ.

Виктор, месяц май у вас особенно задался – день рождения и две кинопремьеры. За первые недели проката неоднозначный «Каха» заработал в тысячу раз больше, чем прекрасная драма «Меньшее зло». И как к этому относиться?

– «Меньшее зло» – непрокатный проект, я не думал, что кто-нибудь будет показывать его в кинотеатрах, изначально это вообще была пьеса. КION дал нам денег на производство, и я ожидал, что эти три серии будут лежать у них на платформе как мини-сериал, который сможет потихоньку собрать адекватную публику (людей, готовых посмотреть пьесу) – а точнее, зрителей, адекватных материалу. Бывают такие проекты – без шумного заявления, чтобы они оказались замеченными, для этого нужно время. Срабатывает сарафанное радио, аудитория потихоньку собирается, как было с нашей «Большой секундой» на Start. Так театр работает – не за счет рекламы, а за счет репутации.

Потом меня попросили сделать из этих трех серий фильм для кинофестиваля «Зимний», для одноразового показа. Обрезал начало и конец, которых мне было очень жаль, потому что они забавные – сверху на веревочках спускается название и т.д. После чего КION сказал: «Давайте покажем это как кино». – «Давайте», – сказал я, хотя не понимал, как это показывать в кинотеатре. Если бы у нас существовала система маленького проката – пусть один кинотеатр в городе, в котором бы давали пару сеансов такого кино… 200 человек в неделю – достаточное количество зрителей для подобного фильма. Но рядом с обычными проектами – шумными, яркими, с потраченными на их рекламу большими деньгами, – как может конкурировать «Меньшее зло»? Это комнатная история.

Зачем же вы согласились на прокат?

– Зачем же мне ссориться с платформой и вставать в какую-то позу? Более того, я не хозяин продукта, по совести говоря. Я – режиссер, и моя работа заканчивается в тот момент, когда я сдаю материал. Дальше с ним могут делать что угодно: в капусту покрошить, назвать другим именем и так показывать, это их право. Я не то чтобы недоволен – я не совсем понимаю, зачем это сделано – прокат. «Непосредственно Каха!» – другое дело; и первый фильм, вышедший в 2020-м, имел коммерческий успех, и у нынешнего неплохие сборы.

Не смотрела ни того, ни другого.

– Ну и зря, прекрасные оба, второй лучше.

Прекрасная была «Большая секунда» – сериал 21 года! Полуспектакль-полуситком – вам удалось совместить несовместимое. И несовместимых: высоколобые с придыханием смотрели диалоги в пустой переговорной и ругали ситкомную часть, простые люди с восторгом смотрели ситком и возмущались «скукотищей» действия в переговорной.

– Я не предпочитаю одних людей другим и готов рассказывать на разных языках.

А почему поменяли название, ведь рабочее было «Секвеция»?

– Никто не знал этого слова.

Можно подумать, музыкальный термин «большая секунда» кто-то знает!

– Оба слова в словосочетании известны, и герои-сценаристы прямо в первой серии обсуждают, почему такое название.

Помню-помню: «С одной стороны, это интервал между нотами, а с другой – это наша жизнь, которая кажется большой, но пролетает за секунду».

– Мне нравится этот интервал, его чистый тон. Это как если нажать две белые клавиши, когда между ними черная.

У вас есть музыкальное образование?

– Нет. Я режиссер. У меня есть свойство знать всего понемногу, я собираю информацию из разных сфер, как пчелка пыльцу. Не зная, зачем и пригодится ли.

Возвращаясь к идущему сейчас «Меньшему злу». Критикам показали первую серию прошлым летом на фестивале Original+. Театральность, камерность, «говорящие головы» – помню, разительное было отличие с остальными представленными лентами.

– Я сдал готовый материал в конце мая прошлого года и думал, что его сразу выложат на платформе. Когда он и осенью не появился в их библиотеке – тогда я удивился.

У них какая-то своя очередность и логическая выстроенность, когда, что и за чем именно пойдет и выйдет.

– Трудно сказать, в чем тут дело – видимо, они снимают больше, чем успевают выкладывать. Ну, им виднее. Не думаю, что этот проект скоропортящийся. Или остросовременный.

А вот отсюда попрошу поподробнее. Цитирую автора, то есть вас: «Меньшее зло» – все-таки фильм про вчера». В смысле?.. А мне кажется, он про всегда!

– Тут есть нюансы. То, что происходит на экране, могло произойти и этим летом – легко. Вопрос в теме, в том, как я чувствую мир. Я сегодняшний не могу относиться к этому так же, как когда я писал эту пьесу в 21 году, у меня сейчас другие темы. Сейчас я бы такую пьесу написать не смог.

Про что «Меньшее зло», если коротко?

– Про невозможность выбора. Когда решение ситуации бесконечно отложено, а она решения требует. Ты понимаешь, что живешь, не решив важного, но если решить – все плохо закончится. И ты тянешь, тянешь, тянешь… Отложенное решение было для меня темой «Меньшего зла».

«Не возжелай жены ближнего своего» – меня поразило, что я не увидела ни отношения автора, ни отношения героев к ситуации треугольника, нечестной и некрасивой, когда друг мужа – одновременно любовник жены. Как будто бы все норм, так и надо.

– У вас восприятие искусства как учителя жизни. Я не считаю себя вправе учить. Я не лектор, я рассказчик. Искусство – не про то, как жить, для меня по крайней мере. Я понимаю этих людей, почему они в такой ситуации оказались, и сочувствую им. Я сам ничуть не лучше их. Рассказывать, где хорошее поведение, а где плохое – это мне несвойственно.

Я не об этом…

– Нет, вы об этом говорите сейчас мне, что я должен осуждать!

Я говорю о том, что не почувствовала вашего авторского отношения.

– У меня нет отношения к этой ситуации как к хорошей или плохой, я не оценщик и не рассматриваю ее с высокой нравственной позиции.

Ну а я считаю, что роль искусства – морально-нравственное усовершенствование, но не обо мне речь. По-вашему, функция искусства – развлекать? Может быть, утешать?

– Не думаю, что у искусства есть функция. Люблю, когда кино развлекает и радует. Утешать и развлекать – да, в театре я занимаюсь именно этим. Я действительно ставлю спектакли, которые ободряют. Очень важно два часа посмеяться вместе с остальными людьми в зале.

Вся наша неловкая антреприза вышла из посмеяться… В цирк пусть идут посмеяться. Или к Маслякову на КВН.

– Позиция стоять на горе и руководить массами: ваша гора высокая и твердая, я там не сижу. Делю на живое – не живое, на талантливо – не талантливо, а где оно сыграно, в Зале Чайковского или на улице под гитару – мне по фигу. В театре, кстати, намного комфортнее сам процесс: можно что-то поправить, спектакль живет и развивается, а в кино выработка, графики, деньги... В кино я больше руководитель производства, чем творческая единица.

Вопрос на засыпку – вы не любите или не понимаете женщин? У вас всегда блестящий мужской кастинг, а с женским – вопросы.

– Юлия Гревцова хорошо сыграла.

Хорошо, и даже получила приз на упомянутом Original+. Но во второй женской роли я, например, скорее вижу Ксению Раппопорт – мне кажется, она была бы точнее. Да и Анна Михалкова, думаю, тоже.

– Ксения Раппопорт не пришла на пробы, мы звали. Не все приходят, чему есть много причин: не понравился сценарий, человек занят в других проектах, просто не интересна роль. Агенты актеров заинтересованы в крупных и дорогих проектах – не знаю, доходят ли через агентов наши предложения каждый раз… Мы всех актрис этого возраста в амплуа героини пересмотрели, я искал в них юмор, героиня с чувством юмора – большая редкость. Все они на пробах играли высокий героизм (что должно вам понравиться) – посмотри, камера, как я страдаю, а я искал сочетание драматизма и юмора, и в Полине Агуреевой это на пробах увидел. Если бы Елене Валюшкиной было 40, она бы сыграла. 


Читайте также


Подсчитаны средние доходы работников кино

Подсчитаны средние доходы работников кино

Вера Цветкова

Новинка теленедели – скетчком "Светлаков+" с любимыми персонажами из "Наша Russia"

0
3822
Современный театр начинается с менеджера

Современный театр начинается с менеджера

Наталья Савицкая

Важно научиться думать о том, насколько с тобой комфортно работать остальным

0
4906
"В дни войны газета – воздух"

"В дни войны газета – воздух"

Яна Любарская

О советских корреспондентах на фронтах Великой Отечественной

0
10569
Клеман Нонсье: "Музыка для меня как театр на сцене"

Клеман Нонсье: "Музыка для меня как театр на сцене"

Виктор Александров

Французский дирижер – об опыте работы в России

0
5165

Другие новости